Людмила Заворыкина не испугалась последовать за голосом сочувствия и вместе с командой единомышленников создала в Тамбове центр помощи животным «Доброе сердце». С 2015 года новый дом обрели почти две тысячи травмированных собак и кошек.
Добрый Тамбов
Приют «Доброе сердце» — это место, где у собак и кошек появляется надежда на лучшую жизнь. Попадают сюда животные с травмами, к сожалению, зачастую несовместимыми с жизнью. Большинство четвероногих удаётся в буквальном смысле слова вытащить с того света, но не всех. Разговор с Людмилой Заворыкиной — одним из основателей центра, волонтёром и человеком с огромным сердцем — получился в традициях доброй истории: с нерадостным началом, но со светлыми и оптимистичными планами на будущее.
Приют основали единомышленники: люди абсолютно разных возрастов, профессий и убеждений. Знакомы друг с другом они были только в интернете, но объединяло их всех одно — желание помочь русской гончей собаке Ладе, выброшенной владельцами на улицу, а потом попавшей под автомобиль.
— История создания нашего центра, как и многих подобных, началась с того, что незнакомые люди решили помочь сбитой собаке. Потом была вторая собака, третья, вслед за ними стали помогать и травмированным кошкам. Передержки организовывали в своих квартирах, на дачах, снимали частные дома. А в 2015-м пришла идея создать некоммерческую организацию и открыть центр помощи бездомным животным «Доброе сердце». Площадку под приют нам предоставили в Тамбове на улице Московской, — поясняет Людмила Заворыкина.
Территория центра большая, ухоженная, хотя Людмила говорит, что работы здесь всегда непочатый край. Вольеры, где живут собаки, надо не только ежедневно убирать, четвероногих ещё надо выгуливать, обучать простым командам, а за теми, кто перенёс операции, организовывать особенный уход. Сегодня в приюте живут и верят, что когда-то у них появятся любящие хозяева, почти 150 собак. Кошек здесь в разы меньше, но и они всегда с любопытством рассматривают новых гостей из окон: вдруг пришли именно за ними?
— Количество выброшенных животных зашкаливает. Финансирования у нас нет, приют содержится исключительно на средства благотворительности, радует, что в регионе много хороших людей, которые нам помогают. К нам попадают в основном животные с травмами, а таких сложно и дорого выхаживать. Иногда нам звонят и ругаются, почему мы не можем приехать и забрать котят от их кошки. К сожалению, не можем, так как здоровых легче пристроить. Собаку без лапки или ослепшую ведь не каждый возьмёт. А мы их берём, выхаживаем и очень любим! — говорит Людмила Заворыкина.
Право на жизнь
У приюта очень активно работает группа в социальных сетях. Посты о сборе средств на очередную операцию или истории о том, что в добрые руки уехал очередной питомец, выходят ежедневно. Но чаще это всё-таки посты о помощи. Собрать необходимую сумму, скажем, на операцию не всегда удаётся. В таких случаях те клиники, с которыми тесно сотрудничает приют, предоставляют услугу в рассрочку.
Как же собака, которая несколько лет жила в доме и была любима, вдруг оказывается на улице? На этот вопрос Людмила Заворыкина честно отвечает: не знаю! Наверное, собаку стало дорого содержать или, возможно, она испортила любимую мебель. Не оправдывает владельцев ни первое, ни второе. А если в целом, то нелюбимыми становятся как беспородные, так и породистые животные. Так, недавно в центр попал 10-летний ротвейлер, владельцев его нашли, но возвращать не стали: очень ненадёжным оказался хозяин.
А пять лет назад в приюте произошла самая настоящая детективная история. Привезли алабая, но настолько истощённого, что завозили в центр на тележке. Собаку выходили и назвали Машей. Хозяину отдавать не стали, так как он выпивал, тогда забрать её решил племянник.
— Через некоторое время выясняем, что Маша от племянника сбежала. Искали её буквально всем городом, даже помогали сотрудники патрульно-постовой службы. Алабайку нашли и вернули. Проходит ещё месяц — и она сбегает вновь, но найти её тогда уже не удалось. История произошла в июне 2018 года, и вы не поверите, но этим летом мы нашли нашу Машу. Сначала, правда, назвали Лолой, а позже выяснили, что это одна и та же собака. Сейчас она живёт в вольере и ждёт нормальных владельцев, хотя отдавать её в чужие руки уже страшно, — добавляет Людмила.
Всех животных новым владельцам отдают по договорам. Это позволяет специалистам центра в любой день проверить их содержание, и, если они не соблюдаются, животное, скорее всего, будет изъято.
— Несмотря на печальные истории, много у нас и светлых. Недавно в новый дом уехал пёс Лучик, у которого не было задних ног из-за аварии. Мы не ожидали, если честно, что удастся его пристроить. Но однажды в центр приехали и сказали, что заберут именно Лучика. Теперь владельцы ежедневно присылают нам от Лучика видеоприветствия, — подчёркивает Людмила.
Те, кто меняет мир к лучшему
Неравнодушных людей, как говорит Людмила Заворыкина, немало. Сегодня у центра «Доброе сердце» большая команда помощников: 15 человек администраторов, и все они — та главная движущая сила, благодаря которой и существует приют. А ещё приюту помогают около 50 волонтёров, и число зоозащитников постоянно растёт. Людмила Заворыкина уточняет: отношение людей к животным меняется, а вместе с ответственностью наконец-таки появляется и чувство долга. В центр приезжают целыми семьями, дети курируют собак, выгуливают их на специальной площадке, играют и обучают командам.
— До 16 лет волонтёром к нам можно попасть только с одобрения и письменного разрешения родителей. Отмечу, что все эти ребята серьёзно настроены, они понимают, зачем идут в волонтёрство. Важная деталь: у волонтёров должна быть регистрация на сайте Добро.рф, наличие электронных волонтёрских книжек. Напомню, что вузы за добровольчество начисляют баллы при поступлении, — говорит Людмила Заворыкина.
Центр «Доброе сердце» живёт не только за счёт благотворительности через группу в соцсетях, пытаются здесь найти финансирование и самостоятельно. Первый вариант — за счёт участия в грантовых проектах. Второй — заявляются участниками в различные благотворительные события.
— Есть ли у меня мечта? Самая большая — чтобы собак и кошек побольше брали домой, и поменьше выбрасывали! Относительно центра, то хочется стационар для послеоперационных животных и корпус, где могли бы отдыхать волонтёры. И очень мечтаю о стабильности — это я про финансирование и спонсорство… Часто размышляю и считаю, что если поможем человеку поменять отношение к животным, то значит тогда и весь мир может измениться! — философски утверждает Людмила.
— Центру нужны корма для животных, пелёнки и наполнители, и, конечно, всегда идёт сбор средств на операции и реабилитацию. Зачастую нуждаемся в дополнительных руках на стройке. Скоро на нашей площадке откроется реабилитационный центр для хищных птиц. В Тамбове, к слову, огромная колония сов и, как мы шутим, это те Букли, которые не долетели до Хогвартса и остались у нас. Параллельно строи вольер для небольших хищников — здесь будут содержаться лисы, волки и енотовидные собаки, — рассказывает Людмила Заворыкина.