Лента новостей
Статья11 ноября , 13:27

Русский дух в сосновом брусе: тамбовская мастерица создаёт композиции из дерева в провинциальном стиле

Дерево — материал, из которого можно сделать, кажется, всё что угодно. Несколько лет назад Галина Рощина с помощью фантазии и инструментов начала преображать обычные деревянные брусочки в изделия, излучающие такую родную для каждого русского человека атмосферу российской глубинки.

Фото: Ольга Мещерякова

Династия рукодельниц

Идея заняться художественной обработкой дерева возникла у Галины три года назад совершенно внезапно. Жительница частного сектора Тамбова, она около 20 лет каждый день ходила мимо соседнего дома, оформленного в стиле традиционной русской избы. Однажды, снова проходя по улице мимо него, Галина обратила внимание на резные наличники на его окнах. Их красота настолько впечатлила женщину, что она решила запечатлеть её в дереве.

— Начала я с выпиливания магнитиков-домиков, на которых рисовала окна с резными ставнями, — рассказывает мастерица. — Когда захотела от домиков чего-то большего, начала смотреть разные мастер-классы, чтобы побольше узнать о технической стороне работы с деревом.

А потом случилась пандемия, и творчество Галины Рощиной ушло в затишье. Качественное развитие мастерица получила только этим летом, когда побывала на ярмарках выходного дня в парке культуры. Сейчас Галина помимо магнитиков создаёт декоративные ключницы в виде старых улочек.

Фото: из архива Галины Рощиной

Галина — представитель настоящей династии рукодельниц. Начало всему положила её бабушка, вязавшая тончайшее кружево. Мама Галины, в свою очередь, увлекается вязанием мягких игрушек, отличающихся своим несовершенством.

— У меня есть связанный ею ёжик. Я называю его страшно красивым, — смеётся Галина, показывая игрушку-ёжика с торчащими из спины нитками-иголками. — И он всё время разный. Его глаза как будто сами крутятся. Я захожу в комнату, а они у него то в одну сторону смотрят, то в другую.

Рукоделием занимается и младшая сестра Галины, и дочь.

Довериться интуиции

Создание чего-либо — это всегда полёт фантазии. Кто-то предпочитает заранее просчитывать, что он будет делать, но Галина Рощина старается доверять своей интуиции. Мастерица отмечает, что работает без предварительно придуманных эскизов, даёт волю рукам и воображению, поэтому каждое изделие получается уникальным.

Фото: Ольга Мещерякова

Иногда следствием такой импровизации становится не только красивый магнитик, но и интересное знакомство, дающее импульс для творчества.

— Однажды я готовилась к ярмарке и накануне, поздно вечером, села рисовать новый наличник. Рисую и думаю, что он получается совершенно не таким, какие у меня выходят обычно, — рассказывает мастерица. — Решила, что раз рука ведёт именно так, то пусть оно так и будет. А утром на ярмарке ко мне подходит женщина, берёт в руки именно тот наличник, который я рисовала ночью, и говорит: «Этот мой».

Женщина рассказала Галине, что около 50 лет не была в Тамбове. И вот спустя полвека она захотела вернуться на малую родину и посмотреть на родительский дом, который всё ещё стоял целый в одной из тамбовских деревень. Хозяева участка, на котором располагался дом, разрешили женщине пройти на территорию и осмотреть то место, где она когда-то росла. А потом на ярмарке она увидела у Галины магнитик с наличником, который был очень похож на те, что на окнах отчего дома.

Фото: Ольга Мещерякова
— Получилось так, будто ночью я делала его специально для этой женщины, — продолжает Галина Рощина. — Она была очень впечатлена и этим случаем, и тем, какой Тамбов необыкновенный. Многие люди, которые ко мне потом подходили, были гостями из Липецка, Воронежа и других городов, и все восхищались Тамбовом, его красотой, чистотой, стариной и традициями. А для себя я тогда поняла, что моё творчество нужно людям, а это значит, что этим точно надо заниматься.

Обжечь и скомпоновать

Начинается работа с выпиливания заготовки из сосновой доски, затем она шлифуется и пропитывается морилкой. После Галина снова шлифует заготовку, чтобы проявить текстуру дерева. Магнитики, доски и подставки затем отправляются на роспись акриловыми красками, а ключницы-домики мастерица обжигает горелкой и начинает специальной металлической щёточкой вычёсывать волокна.

— Потом я набираю разные выпиленные фигуры и начинаю их собирать, перебирать, менять местами, — в общем, решаю, как будет лучше смотреться. Затем клею, расписываю, добавляю детали: крылечки, навесы, ставенки, бельишко, старый заборчик. Потом покрываю всё акриловым лаком, — рассказывает Галина.
Фото: Ольга Мещерякова

На работу затрачивается разное количество времени. За день Галина Рощина может нарисовать 5-10 окошек-магнитиков или на одном дыхании собрать ключницу, а иногда на это уходит больше недели.

Сейчас мастерица работает над большим китом, несущим на спине домики в морском стиле. В дальнейших планах — гитары.

— Мой младший брат увлекается рок-музыкой, — говорит Галина. — Недавно он мне сделал под роспись заготовки гитары Джими Хендрикса и Малькольма Янга, основателя группы AC/DC. Обещал сделать заготовку гитары и Курта Кобейна. Всего этого у меня ещё не было, но мне это очень интересно.
Автор:Ольга Мещерякова