Как встречали Новый год и продолжают ли верить в чудо, мы спросили у известных людей Тамбовского района.
Ирина БОРЗЫХ, заместитель главы администрации Тамбовского района:
— Новый год для меня всегда был и остаётся особенным праздником. Когда мне было четыре года, бабушка сшила необыкновенной красоты платье. Помню, как она аккуратно пришивала к нему белые снежинки, а мы в это время с мамой мастерили праздничный кокошник. Это было в далёком 1974 году. Платье было капроновое, а вот кокошник раньше делали из картона, ватманских листов и бус, использовали ещё мишуру, которая на тот момент очень сильно отличалась от современной. А Дед Мороз в подарок принёс медали. Накануне мама с папой съездили в Москву и привезли столичных конфет, среди разнообразных гостинцев были и шоколадные медальки «С Новым годом!».
Более взрослое воспоминание — из 1989-го: это был первый год моей работы и, наверное, один из запоминающихся. Я тогда играла сразу две роли — Деда Мороза и Снегурочки. Дедом Морозом была на празднике в детском саду: главный зимний волшебник в моём исполнении должен был навестить малышей самого разного возраста. Снегурочку играла для молодёжного актива в Сосновском районе. Но не подумайте, что это было легко! Свою роль я исполняла так, будто выступала на сцене Большого театра. А ещё не подозревала, что будет такое количество зрителей: рассчитывала на десять человек, а собрался полный зал.
Уже в более старшем возрасте предвкушение новогоднего празднества шло через ребёнка. Ему Дед Мороз подарил приглашение на Кремлёвскую ёлку. Конечно, это стало настоящим событием с приключением. Мы покупали билеты и летели в Москву, чтобы посетить самый главный детский праздник в стране. Представление было действительно волшебным и атмосферным, сын увидел всероссийского Деда Мороза и, конечно, получил от него подарок.
Татьяна ПОПОВА, заместитель директора по воспитательной работе Новолядинской школы, зампредседателя районного Совета народных депутатов:
— Вместе с родителями мы жили недалеко от соснового леса, и, можете себе представить, какая это была сказка, когда вокруг серебрился иней, а снег лежал высокими сугробами. Новый год ждали всей семьёй! Ёлку тогда нельзя было купить на рынке, как сегодня, поэтому папа за ней ходил в лесничество и старался выбрать самую красивую — высокую и пушистую. Обычно наряжать её начинали накануне: не раньше 28-29 декабря, а иногда и 30-го. Папа с чердака снимал огромную коробку с игрушками, и я их всегда с интересом рассматривала.
Подарки под ёлкой появлялись тогда, когда их приносили родители с работы. Конечно, съедала сначала самые вкусные, во всяком случае мне тогда так казалось. В подарках также лежали по два мандарина, а если там встречались грецкие орехи, то это было великое счастье!
После Нового года наступала яркая пора — каникулы. На Рождество в нашей семье пекли пироги, ведь этот праздник считался особенным. К нам приходили христославы, они славили Рождение Христа, и мы их ждали с раннего утра. Считалось, что если в твой дом войдёт христослав, то весь год будет удачным. Далее шла неделя, которую называли колядками. Сельчане ходили в эти дни друг к другу колядовать. Во время зимних праздников ещё гадали. В ночь с 31 декабря на 1 января, а также с 6 на 7 января клали под подушку записку с желаниями. И была ещё одна дата: с 13 на 14 января.
В каждом доме ёлка должна была стоять до Крещения. Поскольку традиции праздников в советские годы не нарушали, то после 19 января ёлку убирали, а игрушки оказывались в ящике на чердаке до следующего Нового года.
Елена КОЛОДИНА, директор школы в селе Горелом:
— Новый год — особенный праздник, который ждут все дети и даже взрослые. Как-то по-особенному готовится к этому празднику школа. Я с теплом вспоминаю то время, когда работала учителем начальных классов. Вместе с родителями мы устраивали новогодние представления. Мамы и папы наших учеников перевоплощались в сказочных персонажей, которые настолько погружались и погружали всех присутствующих в сказочную атмосферу, что каждый становился его активным участником.
А однажды мне пришлось на новогоднем представлении выступать в роли Деда Мороза. Старалась изменить голос, чтобы мои ученики не узнали меня, и вроде бы всё получилось, но одна девочка сказала потом своей маме: «А у Деда Мороза глаза Елены Ильиничны!»