Творческая жизнь писателя и сегодня продолжает бить ключом: в соцсетях он регулярно делится с читателями новыми рассказами, в марте выходит в свет очередной роман, а литературные планы расписаны на десяток лет вперёд.
С завода — в кресло писателя
Размышляя о начале своего пути как литератора, Михаил Анатольевич отмечает, что предпосылки к занятию писательством возникли ещё в его далёком детстве и проявились в первую очередь как любовь к чтению.
— Где-то в пять лет я уже научился читать, — вспоминает Михаил Гришин. — Очень любил это дело, читал запоем книги и детские журналы. Родителям даже пришлось ограничивать меня и давать на чтение всего час-два, потому что я мог просидеть с книгой весь день.
Отправной точкой в писательской карьере Михаила Гришина стала школа, ведь именно в её стенах он и написал, сам того не подозревая, свой самый первый рассказ.
— В 15 лет я написал сочинение про нашего школьного библиотекаря, который был ветераном и инвалидом войны, и моя учительница, Нина Георгиевна, отправила это сочинение в нашу районную рассказовскую газету «Трудовая новь». Я об этом ничего не знал, и когда Нина Георгиевна дала мне готовую газету и я увидел в ней свой текст и своё имя, меня это очень тронуло, — рассказывает прозаик.
Однако с головой в литературу Михаил ушёл не сразу. Первое время сочинительство и работа со словом были для него просто приятным дополнением к основной трудовой деятельности: Михаил работал на тамбовском заводе «Октябрь» в должности техника по материалам, затем — на рассказовском «Спецстроймашремонте» в отделе комплектации. Тогда же он попробовал себя в журналистике и в качестве рабкора (рабочего корреспондента — прим. ред.) писал заметки о жизни завода.
Постепенно Михаил Гришин всё больше втягивался в творчество, начал сотрудничать с газетами как штатный и внештатный корреспондент, писать и публиковать рассказы в журналах, участвовать и побеждать в литературных конкурсах. Наконец в 2008 году он был принят в Союз писателей России, что ознаменовало его окончательный переход в литераторскую среду.
Разбавить правду вымыслом
Большой пласт творчества Михаила Гришина занимает деревенская проза, без прикрас показывающая жизнь и быт населения русской глубинки.
— Меня интересует эта тема, потому что я сам родился и рос в деревне, — рассказывает писатель. — Душа тянется к этому. К тому же в настоящее время деревня потихоньку исчезает, многие сёла уже заброшены. Возможно, сельская культура скоро вообще исчезнет. Поэтому и хочется запечатлеть в прозе этот сельский колорит, этих по-детски добрых и немного наивных бабушек и дедушек, их особый деревенский говор.
Идеи для рассказов Михаил черпает из жизни. К примеру, рассказ «Козерог и Шурочка» (16+), за который писатель был удостоен литературной премии имени С.Н. Сергеева-Ценского, был написан на основе реальных событий.
— У нас в деревне на моей улице жил высокий мужчина по кличке «Козерог», дядя Коля. У него жена была, Шурочка, где-то ему по пояс ростом. Они постоянно ругались, скандалили, но несмотря на все конфликты, продолжали любить друг друга. О них я и решил написать, — говорит Михаил Анатольевич.
Однако как в каждой шутке есть доля правды, так и в каждом художественном произведении, пусть и написанном на основе житейской истории, есть доля вымысла. Для писателя самое главное в творчестве — зацепить чувства читателя, заставить его сопереживать персонажам. Поэтому реальные истории в рассказах Михаила обрастают придуманными им подробностями, часто драматического характера.
— Мне нравятся грустные рассказы, потому что именно они надолго остаются в голове. Читатели порой пишут с просьбами придумать хорошую концовку, потому что персонажей жалко, потому что хочется им счастья, что вполне естественно. Но мне кажется, что заканчивать произведение на щемящей ноте намного лучше, потому что в душе после этого что-то остаётся, — поясняет писатель.
Главное — постоянство
Написание любого художественного текста, даже короткого рассказа, — это всегда долгий и кропотливый труд, требующий усердия и терпения. Поэтому, по мнению Михаила Гришина, в писательстве главное не столько вдохновение, сколько дисциплина.
— Вдохновение и кураж важнее в поэзии, а в прозе всё-таки главнее постоянство. Подбор нужных слов, их перестановка по многу раз для лучшего звучания и передачи нужного смысла — всегда долгая работа, — объясняет прозаик. — Я пишу каждый день, просыпаюсь и сразу сажусь за работу. Иногда и 24 часов в сутках не хватает, чтобы всё успеть.
Случается и так, что в какой-то момент работа стопорится. Из этого состояния Михаил Гришин видит только один выход — продолжать писать.
— Даже если я просижу весь день и напишу всего две-три строчки, это всё равно будет хорошо, потому что, как показывает практика, на следующий день мысль и слова обязательно снова пойдут легко, — говорит писатель.
Начинающим писателям и тем, кто только планирует заняться сочинительством, Михаил Гришин советует: