Эта трагедия произошла всего на третий день после объявления о начале специальной военной операции на Украине: от разорвавшегося рядом снаряда погибли находящиеся на броне БТР бойцы российского мотострелкового подразделения. Среди них и наш земляк, 23-летний служащий по контракту Нодар Худоян из села Покрово-Пригородное. Это была первая потеря из числа жителей Тамбовского района в ходе конфликта.
На своей стезе
Его тело долго искали, и только в марте обезумевшие от горя родители узнали, что прах погибшего сына возвращается на родину. Якобы его захоронила одна из местных жительниц в районе боевых действий и только по прошествии времени смогла сообщить об этом российским военным. Родным передали также личные вещи, среди которых личный дневник и испещрённая заметками и закладками Библия, которую он всегда носил с собой. Из этих записей и пометок, из рассказов его близких автор узнал, что Нодар был глубоко верующим человеком.
Его семья, по национальности езиды, переехала на Тамбовщину в 90-е, отец работал строителем, мать — поваром, они и сейчас продолжают трудиться в тех же сферах. Нодар был средним из трёх братьев Худоян, он учился в тамбовской школе № 9, а затем в 30-м училище на повара-кондитера. Его одноклассники и сокурсники едины в своих воспоминаниях, что его всегда отличали доброжелательное и внимательное отношение к людям. Он не курил, не употреблял спиртное, никогда не грубил, серьёзно занимался физкультурой и спортом. Большую часть первых заработанных денег он тратил на подарки своим близким.
В 2018 был призван в армию, и в первые же месяцы подписал контракт. В службу втянулся быстро, и другой стези, кроме жизни военного, уже не представлял себе. Есть такая категория молодых российских ребят, которые никогда не жалуются, никогда не сетуют на непорядки в армии, никогда не позволяют себе сказать: «…ну-у, дурдом…». Нет, эта когорта, попав в армию, осознаёт, что это их дело. И место, которое тёпленьким никак не назовёшь, — тоже их место, здесь они нужнее всего. Нодар был награждён двумя памятными медалями за участие в «Совместных стратегических учениях «Запад-2020» и «Запад-2021» в Белоруссии.
Уже по дороге в зону СВО позвонил матери, которая эсэмэской сообщила, что ответить не может — находится в церкви, на службе. В его ответе было всего несколько строк: «Мам, у меня сети не будет недели две. Всё будет хорошо, ваша молитва нам всем очень нужна. Люблю вас. Нодар». Вот таково оно было, первое, и к великому сожалению, последнее фронтовое письмо-треугольничек в современном исполнении.
Стать духовно богаче
Его путь к вере, к Богу, был, видимо, не простым, но вполне осознанным. Через сомнения, через стремление постичь всё самому, дойти до сути не только знаниями, но и душой. Нодар принадлежал, как и немало езидов, для которых Тамбовщина стала второй родиной, к церкви «христиан веры евангельской». Приверженцы этого христианского течения принимают основные постулаты христианства, но не имеют в церквях своих икон; в отличие от православных принимают крещение не в младенчестве, а в возрасте, когда человек в состоянии сделать осознанный выбор, имеют и некоторые другие отличия. Что ж, на то она и свобода вероисповедания в России, что бы каждый имел свой путь служения Богу.
Нодар принял крещение в 18 лет. Судя по его записям и пометкам, верил искренне, следовал заповедям Святого писания, стремился стать духовно богаче и чище в делах и помыслах. Не случайно, пожалуй, в дневнике запись выдержки из Евангелия от Матфея: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…». А вот ещё одна запись, как свидетельство его духовного мира: «…Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, никакая другая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем…» (св. апостол Павел, послание к римлянам, д: 38,39).
Нодар Худоян не принадлежал к представителям титульных национальностей России, но он принял русский мир; ревностно, с верой христовой в душе, служил своему Отечеству, и отдал за него жизнь.
Вечная тебе память, солдат!