Храм — это место для молитвы и слова, это сердце и душа Притамбовья. На карте муниципалитета сегодня больше 20 церквей. Все эти знаковые православные святыни имеют яркую историю, а некоторые охватывают рубеж XIX-ХХ веков. Мы предлагаем отправиться в путешествие по этим религиозным местам, без которых невозможно представить Притамбовье. Наш духовный путеводитель расскажет об этих храмах и их истории, создателях, реликвиях и иконах, а также о святых, во имя которых они были возведены.
Как свеча возвышается над Лысыми Горами
Одна из старейших святынь Притамбовья — храм святых бессеребренников Косьмы и Дамиана в Козьмодемьяновке, построенный в 1840 году. С него и будет начат гид по православным «маякам» — духовным ориентирам жизни. Белоснежной свечкой возвышается церковь над Лысыми Горами, потому паломники не раз замечали: «Вот так святыня оберегает жителей этих мест!» И действительно оберегает, ведь история храма неразрывна связана с появлением Лысых Гор.
В далёком прошлом эта территория состояла из четырёх слобод: Беломестная, Солдатская, Козмодемьяновская и Красногородская. В каждой из которых был церковный приход и деревянная церковь: Михаилоархангельская, Богоявленская, Козмодемьяновская и Христорождественская. С годами осталось два прихода — церкви Архангела Михаила и святых Косьмы и Дамиана.
Как уточняет тамбовский писатель и краевед Сергей Кочуков, первое документальное свидетельство о церкви Косьмы и Дамиана относится к 1676 году. Из записи в «Книге окладныя Танбову городу и Козлову и Танбовския и Козловския десятины дозору и окладу» можно узнать о жизни прихода, состоящего из 137 дворов, а также о том, что настоятелем тогда был «казмадемьянский поп Михаил». Предположительно церковь располагалась на правом берегу реки Челновой, напротив нынешнего храма.
К началу XIX века приход церкви был очень бедным, о чём упоминается в документах: «…кроме двух евангелий с серебряными наугольниками, нет ни одной сколько-нибудь ценной вещи…». Своё развитие церковь получила только с приходом на службу отца Тимофея, который обогатил ризницу более чем 20 предметами утвари и одежды, 14 книгами.
По словам Сергея Кочукова, это был уникальный для своего времени человек, а его интересы выходили за рамки пастырских обязанностей. В XIX веке в Санкт-Петербурге были опубликованы заметки о. Тимофея Лысогорского под названием «Сельский летописец»:
— В церковных книгах он делал записи о важнейших событиях, которые происходили в стране, губернии и в селе. Есть ценнейшая запись о приезде Императора Александра I в Лысые Горы: «Государь Император Александр Павлович изволил посещать нас 1824 года августа 26 дня, во вторник вечером. Мы его у Беломестной церкви (в Лысых Горах) встречали с хоругвями и образами, все в облачении. Росту Он был высокого, лицом бел и чист, плешив, глаза острые. От роду Ему было 46 лет, а от царствования Его 24…».
Встречали местные жители императора у церкви Архангела Михаила. Сегодня на месте утраченной святыни, что напротив школы, установлен поклонный крест. Врио главы Лысогорского сельсовета Екатерина Сысоева рассказывает, что по сей день чудесным образом сохранился ров, по периметру которого располагался фундамент церкви. И выражает надежду, что, возможно, найдутся благотворители, которые смогут возродить это намоленное место.
— Иконы из церкви Михаила Архангела местные жители сохранили под страхом собственной смерти. Эти святыни для прихожан хранятся в храме святых бессеребренников Косьмы и Дамиана, — поясняет Екатерина Сысоева.
Свою величественную красоту церковь Косьмы и Дамиана обрела в начале XIX века. В 1834 году часть жителей Козмодемьяновской слободы решили покинуть приход: разобрав по брёвнышкам старую деревянную церковь, они перевезли её в новое село Козмодемьяновская Криуша. Половину стоимости храма сельчане, конечно, заплатили остающимся старожилам. Эти деньги потом были переданы тамбовскому купцу Гавриилу Федорову, который по их просьбе занялся возведением кирпичного храма. Открыт и освящён храм по благословению Преосвященного епископа Тамбовского и Шацкого Арсения в 1840 году.
Духовная жизнь
Говорят, что самая короткая дорога к Богу лежит через церковь. Храм святых бессеребренников Косьмы и Дамиана встречает своих прихожан тихой благостью, смирением, кротостью. Здесь нет впечатляющих сводов и галерей, поражающих своей высотой шатров, устремлённых в небо, или золотых иконостасов. Но здесь есть то самое умиротворение, которое каждый из нас ищет, приезжая в намоленные места.
Как рассказывает настоятель храма священник Александр Фирсов, многие паломники обращают внимание на роспись стен. К сожалению, сохранить убранство прошлых столетий не удалось. Вновь стены и своды храма расписывали примерно в 1950-1960-х годах, хотя некоторые фрески выглядят как старинные. Украшает храм иконопись.
— Когда впервые здесь побывал, то стены из-за угольного отопления были настолько чёрные, что роспись на стенах невозможно было рассмотреть. Несколько лет назад к храму провели газ, тем самым отпала необходимость в угольном отоплении. Честь и хвала настоятелю храма Александру Ширшову, который вместе с прихожанами сотворил огромную работу, очистив стены храма от угольного слоя, не повредив ни одной фрески, — уточняет настоятель храма священник Александр Фирсов.
В храме множество икон, одна из редчайших — Иверская икона Божьей Матери, выполненная афонской росписью. Передали её с Афона примерно в 1907 года. Хранились и более ценные иконы, в серебряном окладе, но так как храм трижды грабили в разные годы, самое дорогое было утрачено.
Отец Александр, говоря о грабежах, замечает, что «иконы хоть и вынесли, но стены всё равно не унесёшь, а это главное»:
— Многое было утеряно в годы разорения церквей. Иконостас нашего храма тогда полностью покрывало сусальное золото, по решению власти того времени его смыли раствором щёлочи. Но если внимательно приглядеться, то кое-где можно заметить золочёные детали иконостаса. Бережно храним потир (чаша, используемая во время божественной литургии — прим. ред.), изготовленный по благословлению святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Так как шли послевоенные годы, то потир изготовили из алюминия, латунь тогда нельзя было достать. На чаше есть надпись: «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите».
…Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. Это место особенного благодатного присутствия Бога, и, значит, место для встречи человека с Богом. Верующие знают: как бы ни было трудно, они всегда могут прийти в дом Божий, чтобы подумать о духовном, о собственной жизни, о вечном. И становится тогда храм для него самым главным и родным домом. Отчим домом.