— Мам, ты не переживай, я за ним присматриваю, — говорит Алексей, обнимая маму Ольгу.
У Ольги два сына. Оба служат по контракту. Приехали из зоны СВО в отпуск, в родное село Столовое.
Женщина поясняет: Алексей хоть и младший, но по характеру более спокойный, Иван, напротив, — более импульсивный. Поэтому и говорит Алексей, что присматривает за старшим братом.
— Они в одном подразделении служат. Мне, с одной стороны, тревожно за то, что дети там, но, с другой, я спокойна, ведь они вместе всё время, — говорит Ольга.
Контракты ребята подписали задолго до спецоперации. Первым был Алексей: связать жизнь с Вооружёнными силами он, выпускник железнодорожного техникума, решил после полугода срочной службы несколько лет назад. Позже в ту же часть пришёл и Иван: его профессиональная деятельность была связана с органами внутренних дел.
О начале СВО ребята узнали, находясь на учениях. Позже, не задумываясь, продлили контракты. Родным объяснили просто: мол, если не мы, то кто?
О службе и быте Алексей говорит мало. По военной специальности он — водитель. Подробностей не раскрывает, не положено. Мама делится, что у сына есть награды. Молодой человек снова отмалчивается: не стоит об этом.
— В нашем подразделении в основном все из Тамбовской области. Команда сплочённая, большинство ребят служат уже давно. Есть, правда, несколько человек, кто прибыл сравнительно недавно — кто-то, как и я в своё время, после «срочки»; кто-то по мобилизации, — рассказывает Алексей.
На месте дислокации живут в землянках, которые сами же и копают. Кухня — полевая, готовят преимущественно повара подразделения, но иногда бойцы сами становятся к «плите» — походному казану. На редких фото на смартфоне — тот самый казан с солдатским ужином. А ещё — четвероногие друзья бойцов.
— У нас живут кот Федос, собака Гайка и пёс Буча. Приютили их как-то в полевом лагере, с тех пор «хвостики» с нами путешествуют, куда бы наше подразделение ни перебрасывали. Возим их с собой в наших «Камазах». Собака, кстати, вскоре после того, как мы её нашли, ощенилась. Щенков мы с ребятами раздали, двух мы с братом во время отпуска даже домой на Тамбовщину привезли, — говорит Алексей.
Вспоминая свой первый отпуск в прошлом году, молодой человек замечает: почти не помнит его, настолько дни отдыха были скоротечны. Более образно о пребывании детей дома рассказывает мама. Говорит, что сыновья тогда очень изменились:
— Смотрю на них — и вроде бы мои дети, мои мальчики передо мной сидят, и в то же время — уже совсем другие… Они там очень возмужали, повзрослели, стали серьёзнее, — вспоминает Ольга. — Знаете, когда у сыновей закончились сроки контракта, я подумала, что, может быть, они уйдут снова «на гражданку» — всё-таки у каждого семья, дети подрастают. Но ребята сказали мне, мол, мам, если мы не будем там и не остановим зло, оно пойдёт дальше. Я доверяю решению своих сыновей и поддерживаю их.
Спецоперация ещё больше сплотила всю их семью. Зять Ольги, муж сестры, также служит по контракту. Вестей от своих бойцов супруги, родители и дети всегда ждут, и когда приходит сообщение или звонок, передают «по цепочке» самое главное из разговора.
Ольга уточняет: сыновья и зять служат в разных подразделениях, не всегда есть возможность держать связь друг с другом. Один из первых вопросов от братьев всегда — о дяде. Как он, звонил ли, всё ли в порядке?
— Ребятам всегда говорим, что у нас всё хорошо. А что у них спрашиваем… Многого не спросишь — понимаем, что им нельзя рассказывать подробности. Интересуемся погодой, какими-то бытовыми вопросами, — говорит Ольга.
Родные и друзья бойцов собирают гуманитарные грузы для ребят и их сослуживцев, по возможности поддерживают односельчан в волонтёрских пунктах. С особой благодарностью о поддержке говорит и Алексей, уточняя: посылок из дома, да и в целом от всех неравнодушных жителей в зоне СВО всегда ждут.
— Любая поддержка важна. Когда по несколько месяцев находишься вдали от дома, не хватает именно тепла и уюта. Мы с ребятами радуемся, когда в посылках приходят домашние угощения. Например, домашняя тушёнка, которая сильно отличается от стандартного военного провианта. А ещё сильные и мужественные бойцы очень любят сладости… И, конечно, искренняя благодарность детям за трогательные письма и рисунки. Рисунки мы на отдельной доске закрепляем, они всегда на виду, — рассказывает Алексей.
Когда отпуск закончится, они с братом, отправляясь снова на место дислокации, возьмут с собой немного гостинцев для товарищей. У них так принято.
Завершая интервью в этот раз, традиционно спрашиваю Алексея, как и многих его соратников, о планах на мирное будущее и о том, что самое непростое в зоне СВО. О планах мой собеседник, не задумываясь, говорит, что так далеко не заглядывает, а вот о том, что тяжелее всего переносить вдали от дома…
— В январе 2022-го года у меня родился сын. А через две недели нас направили на учения, ну, а дальше вы знаете. Когда я в отпуск первый раз приехал — сын уже ходить начал. Вот, пожалуй, это самое тяжёлое: месяцами не видеть своего ребёнка, любимую супругу, родных… Остальные трудности решим, преодолеем: мы взрослые мужики, идём за победой для своей страны. И обязательно добудем мирное небо.