На стульчиках вокруг Игоря расселись дети, пришедшие на мастер-класс тамбовского гончара. Притихнув, заворожённо следят за метаморфозами глины: вот под давлением ладоней она становится цилиндром, затем пальцы осторожно продавливают в нём полость, делая тонкие стенки горшочка.
— Для гончара самое главное — железные руки, — замечает Игорь Савельев. — Если рука дрогнет, пока ты стеночку горшка выводишь, — всё, провал. Придётся начинать заново. Поэтому нужно спокойствие. И хороший глазомер, конечно.
Стенки мастер выравнивает циклей — пластинкой с заточенной кромкой, затем расширяет их в центре. Так у горшочка появляется выпуклое пузико. Продолжая работу, гончар специальной струной срезает верхушку заготовки и сглаживает края, чтобы человек, который будет в дальнейшем из горшочка пить, не порезал губы. Далее дело остаётся за малым.
— На лепку простого горшочка я обычно трачу минут 15, — рассказывает Игорь. — Потом его надо посушить неделю, обжечь в печи восемь часов, потом покрыть глазурью и обжигать ещё шесть часов.
Дети увиденным довольны. Возможно, кто-то из них в будущем, вспомнив мастер-класс, решит попробовать и найдёт себя в гончарном деле. И тогда Игорь Савельев станет чуть ближе к своей цели — к тому, чтобы керамика как ремесло не осталась забытой, чтобы как можно больше людей приходило в неё творчески самовыражаться.
Вместе — веселее
Чтобы было проще распространять знания о гончарном деле и обучать этому желающих, Игорь задумал открыть свою мастерскую, которая получила говорящее название — «Мастера Тамбова». Заниматься с людьми он начал после получения денежного гранта в 2022 году на базе социально-реабилитационного центра «Серебряный бор» в Пригородном лесу. Официально же мастерская откроет свои двери в сентябре этого года на базе Державинского университета, который выделит мастеру в своих стенах специальное помещение.
Увлечение гончарным делом пришло к Игорю Савельеву — инженеру-электронщику, следящему за исправной работой медицинских аппаратов в областном онкодиспансере, — неожиданно. Началось всё с реконструкторского фестиваля славянской культуры, на который Игорь однажды поехал вместе с друзьями.
— Мне там очень понравилось. А реконструкция — это, в том числе, и гончарство. Так как у меня других навыков не было, кроме лепки после художественной школы, я и занялся гончарством. Помог друзьям, кое-что слепил для фестиваля. Они были очень довольны, — рассказывает Игорь.
С новой силой интерес к керамике разгорелся в нём после знакомства с тамбовской исследовательницей фёдоровского гончарного промысла Екатериной Каллас. Вместе с ней и её единомышленниками, Еленой Кудровой и Данилой Чулюкиным, Игорь Савельев ездил в экспедиции в село Фёдоровка Бондарского округа, где мастера древнего промысла обучали керамистов-энтузиастов работе с глиной на ручном гончарном круге.
— Всё это затягивает, — говорит Игорь. — Дальше — больше. Чем дольше занимаешься, тем интереснее становится и хочется повышать уровень мастерства. Вместе с женой мы съездили в Санкт-Петербург, окончили Академию керамики, получили удостоверения, вернулись в Тамбов и решили, что хотим работать с людьми.
В отличие от Данилы Чулюкина, занимающегося возрождением фёдоровской керамики, Игорь Савельев решил не ограничивать себя строгими канонами гончарного стиля.
— Я хочу, чтобы у нас было много людей, интересующихся керамикой, и чтобы каждый из них привносил в неё что-то своё. Конечно, на основе тамбовской традиционной керамики, — уточняет мастер.
Игорь Савельев отмечает, что из глины можно сделать практически всё. Помимо горшков, в небольшом музее своих работ у гончара есть и флейты, и свистульки-окарины, кувшины и даже чрезвычайно сложные в изготовлении глиняные фляги. Занимается мастер и художественной гравировкой по камню и глине.
— Полёт для творчества, для фантазии тут беспредельный, — говорит Игорь Савельев.
Глина как психотерапия
Первыми в гончарную мастерскую потянулись дети, в том числе и с ментальными отклонениями, поэтому мастерская и называется инклюзивной. Позже Игорь начал заниматься и со взрослыми. Мастер отмечает, что гончарство — отличный вариант психотерапии.
— Занимаясь лепкой на гончарном круге, люди фактически медитируют. Глина податлива, работа с ней развивает мелкую моторику рук. Это, в свою очередь, позитивно отражается на работе мозга, на психологическом состоянии человека, — рассказывает Игорь Савельев. — К нам приходили люди скованные, сидели молча, ни с кем не общались, а потом у них начинало что-то получаться и они начинали разговаривать друг с другом, обсуждать свои и чужие работы. То есть люди начали развиваться. Они проснулись, у них появился интерес к жизни, друзья и хобби. В таком случае главное не керамика, а общение.
Гончарная мастерская Игоря Савельева пользуется известностью не только в Тамбове, но и в регионе в целом. «Мастера Тамбова» — завсегдатаи каждого крупного фестиваля, проходящего в Тамбовской области. Регулярно различные организации приглашают гончара проводить мастер-классы. Такая востребованность натолкнула Игоря Савельева с супругой на мысль организовать настоящий дом ремёсел. Сейчас они подают документы, чтобы получить грант и с его помощью воплотить идею в жизнь.
— Когда мы получили какую-то известность, к нам начали подтягиваться мастера. Их у нас много, умелых людей, — рассказывает Игорь. — А все мастера страдают от отсутствия компании. Поэтому мы хотим создать дом ремёсел — площадку, на которой умельцы могли бы общаться друг с другом, обмениваться идеями и опытом и, конечно, выставлять свои изделия на продажу.