Создать храм для души, наверное, самое большое счастье. Ведь человек готовит вечное не только для себя, но и для будущих поколений. Храм символизирует снизошедший на землю небесный Иерусалим, чтобы просвещать людей, а духовная вера настраивает на созидательную работу во имя будущего, во имя счастья и благополучия. Сегодня пришло время отдать долг православной церкви, восстанавливая духовные святыни. Тулиновский Софийский женский монастырь своё величие утратил в 1919 году, просуществовав всего 38 лет.
Настоятель Успенского храма священник Михаил Липунцов считает, что благодаря милости Божьей, помощи прихожан, паломников и неравнодушных людей монастырь, как и прежде, будет служить людям, став достоянием региона и Тамбовской епархии.
В самом центре Тулиновки, недалеко от реки Мошляйки, привлекает внимание чудом уцелевший Софийский женский монастырь. История возведения духовного центра связана с внуком основателя села Яковом Тулиновым, а точнее с его младшей дочерью Софьей, которая первой из троих детей высказала мысль об открытии в имении женского монастыря и детского приюта.
К сожалению, Софья не увидела осуществления своей идеи, так как в 1877 году, в возрасте 32 лет, умерла от чахотки. Однако в указе Святейшего Синода именуется основательницей монастыря, поскольку на строительство обители, приюта и обеспечение причта в завещании оставила 100 тысяч рублей и более 200 десятин леса. Долгожданное открытие обители свершилось 28 августа 1881-го.
Тихая обитель
Бережно сохраняя святоотеческое монашеское предание, Тулиновская обитель была устроена наподобие Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего женского монастыря. Первой настоятельницей Софийского монастыря стала игумения Маркелина, прибывшая в Тамбов в сопровождении монахини Аглаиды и двух послушниц Ольги и Марионилы.
— Ими был основан приют для девочек, устроен хутор с монастырским хозяйством. Монастырь существовал за счёт продажи леса и доходов с земельных угодий, которые постепенно увеличивались, — поясняет настоятель Успенского храма священник Михаил Липунцов.
К 1894 году в Тулиновском монастыре числилось девять монахинь, четыре указные послушницы и 63 послушницы на испытании. Большое внимание уделялось духовным трудам, ради которых и существовал монастырь. Насельницы трудились алтарницами, просфорницами, свечницами, в монастырской мастерской изготавливали ковры, шили гладью и золотыми нитками. Есть информация, что вышивальщицы Софийского монастыря демонстрировали свои изделия на всемирной выставке в Париже.
Монастырь стал полноценной обителью со своими традициями и крепким хозяйством к 1917 году. Помимо трёхэтажного здания с домовым храмом, имелся целый ряд других строений. Здесь был обустроен каменный двухэтажный корпус для приюта с водяным отоплением, в нём же помещалось рукодельное отделение сестёр, ещё однокаменное двухэтажное здание сдавалось летом в аренду под дачи. Располагалась тут и прачечная, деревянная баня, два амбара.
Вокруг Софийского женского монастыря была выстроена каменная стена, часть которой, как замечает помощник настоятеля Владимир Бельцов, сохранилась возле бывших корпусов местной больницы. За оградой на монастырском поместье находилась монастырская гостиница, конный двор, деревянный дом для диакона и каменный для священника. К обители примыкал пруд, получивший название «Монашеское озеро».
Духовное наследие
Софийский монастырь был закрыт советской властью в 1919 году. Духовное наследие исчезло: купол храма снесли, колокольню разобрали, монастырский некрополь сравняли с землёй. Не стало и чугунной часовни, находившейся над могилой основательницы Софьи Яковлевны, каменную стену уничтожили, имущество обители разграбили.
— В здании детского приюта разместили среднюю школу, в церковно-приходской школе открыли аптеку, в монастырском складе появился магазин, в доме священника вначале устроили детские ясли, а затем открыли стационар и поликлинику, монастырскую баню на берегу пруда отдали под жильё, — добавляет священник Михаил Липунцов.
Трёхэтажный келейный корпус с домовым Софийским храмом передали работникам суконной фабрики. Намного позже здесь, в переоборудованных под квартиры помещениях, жили местные заводчане. Но около 10 лет назад келейный корпус опустел — все жильцы переехали в новые квартиры по программе переселения, и это привело к ещё большему запустению. И впечатляющий своей красотой монастырский корпус будто угас…
Уроженец Тулиновки, а сегодня семинарист Свято-Троицкой Сергиевой лавры Сергей Волков, проводя экскурсию по разрушенным помещениям, говорит, что в детстве часто гостил у бабушки и дедушки. Их «монастырская квартира» располагалась на втором этаже, буквально под алтарём домового Софийского храма.
— До революции в этом здании располагалась Софийская церковь, храмовую часть можно определить по сохранившемся колоннадам, а возвышался над ней шестигранный купол. Ризница храма была богатейшая. Тут же — вне храмовой части — располагались кельи монахов, а в подвальном помещении была трапезная, пекарня, просфорная, комната с подземным ходом к Успенскому храму. Вход в него теперь замурован. К слову, моя бабушка ухаживала за пожилой женщиной, последней монахиней Софийского монастыря, — поясняет семинарист Свято-Троицкой Сергиевой лавры Сергей Волков.
До революции келейный корпус отапливался с помощью голландских печей. Видимо, как замечает Сергей Волков, позже они были разобраны. В советские годы буквально во всех квартирах сложили небольшие русские печи, благодаря которым жильцы могли отапливать свои комнаты и готовить пищу.
— Здание, конечно, очень интересное. Например, уцелела чугунная лестница, которая пережила революционные лихолетья и годы современного запустения. Существует тут и главная лестница, в парадной, ступени которой изготовлены из каменных плит. Много лет назад режиссёр и актёр Пьер Ришар в Тулиновке снимал фильм «Парижане» (12+), так вот некоторые сцены происходили как раз на фоне этой огромной парадной. Уцелели также расположенные по близости монастырский склад, дом священника, монастырская гостиница, конный двор. Хочется верить, что это наследие обязательно обретёт былое значение, — добавляет Сергей Волков.
…Однажды побывав в этой тулиновской духовной обители, как размышляет священник Михаил Липунцов, паломники сюда возвращаются вновь, чтобы снова увидеть чудом сохранившиеся корпуса Софийского женского монастыря, чтобы согреть и укрепить сердце надеждой, чтобы уверовать — святыня обязательно возродится!