Колёса от самолёта Ан-2 и стиральные машины, арматура, железные трубы и автомобильные двигатели, топливные ёмкости. Кажется, что весь этот мусор вырос из земли, чтобы отравить хрупкую экосистему Арктики. Около 208 тонн отходов в посёлке Никель Мурманской области и ещё 26 тонн — в Жиганском районе Якутии собрали волонтёры за время двух экспедиций «Чистой Арктики».
Можно подумать, что эта мусорная статистика представлена за годы работы, но, к сожалению, нет: экологический десант, прибывший со всех уголков страны, собрал отходы всего за пару недель. Тамбовчанин и волонтёр Александр Новиков считает, что проект «Чистая Арктика», участником которого он стал, выполняет задачу глобального масштаба, который должен каждого заставить задуматься: а будет ли завтра существовать хотя бы один чистый уголок природы?
Экологический десант
Стать экоактивистом тамбовчанина Александра Новикова вдохновила история россиян, которые «жили на острове, убирали мусор и «тапками» отбивались от белых медведей». Тогда тамбовчанин подумал, что «вот это и есть самая настоящая жизнь, а не нажатие на компьютерные кнопки в офисе».
Тогда Александр начал искать истории практического волонтёрства и случайно узнал про крупнейший федеральный проект «Чистая Арктика». Помимо большого желания, от участника потребовалась самая малость: заполнить анкету, рассказать о себе, своей физической подготовке и экологической мотивации, а также ответить на вопросы в телефонном интервью.
— Помните книгу «Два капитана» (12+) Каверина? В случае с проектом «Чистая Арктика» примерно также. Его авторами стали два капитана: капитан ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов и капитан ледокола, Герой Труда РФ Геннадий Антохин. Ещё в 2021 году Дмитрий Викторович выступил с манифестом, предложив провести «большую арктическую уборку», чтобы общими усилиями облагородить Арктику. Общественность идею поддержала, и уже сегодня инициатива реализуется на всероссийском уровне. Этот проект реализуется целиком за счёт частного партнёрства, — говорит Александр Новиков.
Никель: находки советской эпохи
На генеральную уборку посёлка городского типа Никель Мурманской области тамбовчанин вместе с другими добровольцами-экологами отправился летом 2022-го. В этой же команде оказались волонтёры из Волгограда, Кирова, Нижнего Тагила, села Дивеево Нижегородской области и Москвы.
Посёлок Никель, в прошлом входивший в состав Финляндии, образовался чуть меньше ста лет назад. К 1934 году финские геологи открыли в регионе более десятка месторождений медно-никелевых руд, а спустя три года началась добыча никельсодержащей руды. В годы Великой Отечественной немецкие войска взорвали все заводы и рудники. В 1945 году плавильный цех и рудник были восстановлены, добыча руды возобновилась. Горно-металлургический комбинат «Печенганикель» стал вырабатывать файнштейн — обогащённую медно-никелевую руду.
Александр рассказывает, что в 2020-м плавильный цех по переработке медно-никелевого концентрата в Никеле был закрыт из-за устаревания с точки зрения технологических и экологических стандартов. Благодаря этому загрязнений воздуха стало меньше, а вот металлолома — больше.
— За две недели экспедиции в Никеле мы собрали 208 тонн мусора. Работали на четырёх локациях: местный родник, легендарный объект Кольская сверхглубокая скважина, рудник Каула-Котсельваара и прибрежная зона реки Колосйоки. Именно здесь мы собрали основную часть мусора. То, что нельзя было поднять руками, вывозили специалисты на спецтехнике, также нам помогал волонтёрский кампус, — уточняет Александр Новиков.
Задача перед добровольцами в прямом смысле слова стояла тяжёлая. Чтобы поднять ту же советскую стиральную машину или многометровую железную арматуру надо было приложить немало усилий. Александр замечает: весь этот многотонный металлолом годами отравлял Арктику. И это только часть мусорного айсберга. Например, в промзонах крупных предприятий прячутся куда более диковинные находки — поржавевшие остовы кораблей, самолётов, автомобилей, которые, словно выброшенные на берег морские чудовища, доживают свой срок.
— Отходов очень и очень много. На локациях у родника и реки Колосйоки чаще убирали бытовой мусор, тот же пластик, пакеты и бумагу, бутылки, вырубали заросли и кустарники. Волонтёрский кампус второй год чистит реку Колосйоки, а мусор всё не заканчивается. Находили и покрышки, видимо, в прошлом здесь располагался шиномонтаж. Наиболее заметной находкой оказалась икона Николая Чудотворца в металлическом обрамлении, которую подняли волонтёры кампуса со дна реки. После реставрации, проведённой мастерами Академии им. Штиглица в Санкт-Петербурге, реликвия была передана в церковь посёлка Никель, — добавляет Александр.
Культовым объектом экспедиции в Никеле стала Кольская сверхглубокая скважина. В советское время там располагался научно-исследовательский институт, а сейчас — самая обычная промышленная заброшка. К слову, это место занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое глубокое вторжение человека в земную кору, глубина скважины достигает 12262 метра.
Александр поясняет: после ряда аварий в 1994 году скважину решили закрыть, а сегодня тут планируют развивать индустриальный туризм. По этой же причине Кольская сверхглубокая скважина вошла в маршрут волонтёрского десанта. На локации экодобровольцы собрали десятки тонн промышленных отходов, в том числе металлолома и бетонных плит.
Жиганск: прилив выносит мусор
Арктика включает в себя девять российских регионов, расположенных рядом с Северным полюсом. Часть областей входит в зону Арктики целиком или частично. Так, Мурманская область входит полностью, а Якутия — частично. Именно в Якутию, а точнее в крошечное село Жиганск, где проживает около трёх тысяч человек, и отправился со второй экологической экспедицией тамбовчанин Александр Новиков:
— Якутия — это самый крупный регион России. Для сравнения: Республика Саха в 89,5 раза больше Тамбовской области. Можете представить эти площади? До Жиганска мы летели на самолёте. Аэродром там грунтовый, поэтому если бы начались затяжные дожди, то возвращаться нам пришлось бы по реке. Загрязнённые территории вокруг Жиганска огромны. На небольшом участке у реки Лены тяжёлые металлы загрязняют десятки гектаров земли. За время нашей экспедиции собрали 26 тонн отходов. Но это мизерная часть того, чем можно помочь Якутии.
Арктика — это кладезь полезных ископаемых, а ещё «сокровищница» промышленных и техногенных отходов. Как оказалось, Жиганск в этом вопросе недалеко ушёл. Не боясь испачкать руки и испачкаться самим, волонтёры, вооружившись берцами и резиновыми сапогами, перчатками, плащами и специнвентарём, отправились на «поиски» мусора.
— Уборка была проведена на территории котельных «Квартальная» и «Таёжная», а также в зоне строительства нового городского спорткомплекса. Часть работ прошла на берегу реки Лена и на улице имени олимпийского чемпиона по вольной борьбе Романа Дмитриева. Запомнился мусор на берегу Лены, который постоянно выносится приливом, — уточняет Александр Новиков.
Главная задача проекта в том, чтобы весь собранный мусор и металлом достиг пункта переработки. За неделю волонтёрам удалось убрать различный крупногабаритный мусор с площади 1,5 гектара. Это примерно 36-ть футбольных полей. Но работы предстоит ещё много.
— Логичный вопрос, а зачем собирать людей со всей страны, чтобы они волонтёрили в Арктике? Цель простая — обратить максимальное внимание на экологические проблемы со стороны местных жителей, общественности и бизнес-сообщества. И, знаете, идея работает! Вот случай из Жиганска: мы с ребятами убирались на одной из локаций, к нам подошёл местный, поинтересовался, чем занимаемся? Пояснили: приехали издалека убирать мусор в Жиганске, чтобы тут стало чисто. Что же было потом? А потом мужчина недолго поразмыслил и присоединился к нашей группе.
Отправится ли Александр в третий раз в экспедицию «Чистая Арктика»? Если пройдёт отбор, и если организаторы вновь пригласят, обязательно поедет. Почему? Ответ прост: чтобы настолько большая и настолько разная Россия стала немного чище.
— Для меня это был первый опыт практического волонтёрства. Благодаря проекту увидел, насколько огромна и прекрасна наша страна. Признаюсь, что стал чаще обращать внимание на мусор в Тамбове, призывать знакомых меньше загрязнять природу. В Арктике очень хрупкая экосистема. Если у нас, говоря банально, вытопчешь полянку, то она уже на следующий год возродится, а там на восстановление уйдёт десять, а то и все двадцать лет. Из-за этого экологические проблемы Арктики и сложнее решать, и важнее. Мы не должны допустить, чтобы подобная ситуация возникала повсеместно, — рассуждает Александр Новиков.