Время от 7 до 17 января называется святки. Как было принято проводить эти дни в старину? Каково их духовное содержание? О традициях, связанных с зимними праздниками, говорим с кандидатом филологических наук, заслуженным работником культуры, краеведом-фольклористом Александрой Кальницкой.
– Эти 11 дней проходят под знаком рождения Иисуса Христа. Правда, они делятся на два периода: святые (светлые) вечера, прославляющие Рождество Спасителя, и второй период – «тёмные (страшные) вечера», когда тёмные силы не дремлют, а строят всякие козни, стараясь навредить тому новому явлению, которое пришло в мир, – рассказывает Александра Михайловна.
Рождество провозглашает любовь главным чувством во взаимоотношениях людей, основной посыл – не бойтесь любить, поэтому святки проводили как ряд радостных, ярких, весёлых и милосердных событий, устрашающих силы зла. Разрешалось колядовать, особенно 6–7 и 13–14 января, ходить в гости, устраивать массовые гулянья, зимние карусели и гадать.
Одна из тамбовских колядок звучит так:
Овсень, овсень,
Мы ходили по всем,
Мы ходили гуляли
По всем дворам,
Искали, искали
Михайлов двор.
Во Михайловом дворе
Собака на цепи
Урывается,
А хозяин на печи
Собирается.
Его жёнушка – красно солнышко,
Его детушки – часты звёздушки.
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога,
Кто не даст пышку –
Свинью за лодыжку,
Кто не даст хлеба –
Жеребца из хлева.
Святочные гадания церковь не разрешала, но и не запрещала. Загадывали прежде всего о здоровье, благополучии, незамужние девицы – о будущем женихе. Самым сильным временем для проведения обряда считалась ночь с 13 на 14 января, самым страшным гаданием – знаменитое гадание на зеркале.
– Гадание сопряжено с взаимодействием с другими мирами и информацией, которую эти миры дают человеку, – поясняет Александра Михайловна. – Но со временем оно тоже отчасти стало явлением смеховой культуры: если девица ложилась спать и клала под голову гребешок, приговаривая «суженый мой, ряженый, приди ко мне наряженный», то предполагалось, что жених придёт к ней во сне, а утром на гребешке появится его волос. Братья-сёстры, зная это, часто наматывали на гребешок грубый конский волос и посмеивались над своими сёстрами. Если девица бросала валенки, – в какую сторону упадёт, оттуда жди сватов, – этот валенок могли припрятать: шла смотреть – и нет его. Но потом, конечно, он всё равно каким-то образом обнаруживался.
Другие гадания предписывали слушать, откуда звенит колокольчик, или слушать под окном: если семья разговаривала тихо, то и собственная жизнь после замужества будет тихой и спокойной, раздор в семье – жди того же. Особенно интересны так называемые подблюдные гадания, для которых девушки собирались группой, переворачивали блюдо дном вверх, накрывали полотенцем, собирали в него колечки, серёжки, перстенёчки от каждой участницы и пели песни с различным символическим содержанием. Под эти песни ведущая вытаскивала по одному предмету: кому он принадлежал, тому и предназначалось песенное предсказание.
– Если кот кошурку зовёт в печурку – «Приходи, кошурка, ко мне в печурку, в печурке теплёхонько, постелька моя милёхонька» – понятно, что это песня с хорошим внутренним смыслом, она предвещает девице семейное счастье. Татьяна Ларина, кстати, ждала эту песню, а ей она не досталась. Ещё одна: «На загнетке сижу, долги нитки пряду, ещё посижу, ещё попряду», – конечно, про долгое девичество. И уж, не дай бог, если выпадет «Стоит корыто, другим накрыто, в обедне гроб».
Ещё одним традиционным занятием на святочных неделях были спектакли вертепщиков – кочующих артистов или просто подростков, у которых имелся вертеп. Этот вертеп, как и сноп ржи и копия пещеры, упоминавшиеся в предыдущей публикации, отсылал к библейским событиям – рождению Христа. Он представлял собой двухуровневый деревянный ящик с прорезями, через которые водили куколок на длинных ножках.
Героями спектакля на верхнем ярусе были Мария с Младенцем, Иосиф, ангелы, обыгрывалась сцена появления звезды. На нижнем изображали, как Ирод приказывает «избить» всех младенцев, но в конце являлась смерть с косой и уносила царя Иудеи в адские глубины. В народе это театральное искусство очень любили, вертепщиков ждали, организовывали для них отдельное помещение, чтобы представление могли посмотреть сразу несколько семей.
В эти дни проходили массовые гулянья: катания с гор, вождение хороводов, зимние игры. В городах и крупных сёлах, где был храм и ярмарочная площадь, праздновали с особенным размахом. Рождественская ярмарка, по словам Александры Михайловны, очень похожа на масленичную, показанную в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Здесь продавалась масса всякой вкусной снеди, искрились звёзды, в балаганах выступали заезжие артисты-скоморохи в образах Петрушки, женщины с хвостом русалки и других персонажей.
– Чествовали молодые семьи, которые поженились осенью до Филиппова поста, до 27 ноября, – продолжает Александра Кальницкая. – Их катали на санях, их встречали родственники, угощали, дарили подарки. Всё делалось для укрепления семьи и любви. Это не значит, что в быту не было ссор – ссоры были, жизнь была нелёгкой, труд тяжёлый, физический. Но наступали и времена прощения, радости, всеобщей любви. Это состояние Христос обозначил так: «Будьте как дети, и тогда войдёте в Царствие Небесное». Праздники, о которых идёт речь, соединили все начала: народной дохристианской обрядовости с традициями христианской духовной культуры, заповедями и правилами бытия.
На вторую неделю святок вели себя более сдержанно, а 18 января, накануне Крещения, – однодневный пост. Все верующие, особенно те, кто колядовал, принимая на себя образы сил, враждебных христианам, участвовал в гаданиях и т.д., шли исповедоваться. Затем, чтобы окончательно смыть грехи, окунались в прорубь.