Колокольный звон созвучен русской душе — такой же раздольный, свободный, благодатный. Есть колокола — есть и звонари, ставшие частью этой души. В православные праздники их певучие голоса плывут над каждым городом и селом.
О секрете мелодичности колоколов рассказал помощник настоятеля Успенского храма села Тулиновка Владимир Бельцов, который более пятнадцати лет создаёт мелодии с разными эмоциями, характерами и ритмами.
Призвание, которое даёт сам Господь
В государственный реестр специальностей профессия звонаря не внесена, не так много в стране православных школ и семинарий, где обучают этому искусству, а потому передаётся это мастерство в буквальном смысле из рук в руки. Владимир Бельцов — звонарь, хотя профессионального образования у него нет, познавал мелодичное искусство он сердцем. Потому как есть одно истинное правило: если твоя душа заговорила с Богом, то тогда в твоих руках и колокола запоют.
— В православии существует понятие промысел Божий. Мне тогда было 27 лет, я работал на местном заводе ТВЕС, как в один из дней на меня опустилось состояние абсолютного счастья. Позже узнал, что называется такое чувство призывающая благодать. Когда человек некрещёный, то Господь его как бы касается своей благодатью. А далее всё зависит от человека: либо он её принимает и приходит в церковь, либо — нет. Тогда же близкий друг воцерковлялся и при встрече случайно рассказал про Символ веры и молитвы. И, если честно, то меня это мало интересовало, а вот когда он заговорил про страшный суд, то это вызвало любопытство. Видимо, так Господь нашёл важную в моей душе ниточку и потянул за неё. Я тогда задал всего два вопроса: «Это снизошедшая от Бога благодать? И надо креститься?» Друг твёрдо пояснил: «Да, это Божий промысел, а потому надо обязательно покреститься!»
Владимир Бельцов начал самостоятельно изучать азы Библии, посещать церковные службы, держать строгий пост. Спустя три года пришёл в церковь — и навсегда в ней остался.
— Настоятелем Успенского храма тогда был священник Дмитрий Смольянинов, который около 15 лет занимал возложенную на него миссию. Он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, вторую по значимости в стране, где получил основы звонарского искусства. В то время в храме завершался ремонт, колокола ещё не были установлены. Их отлили только в 2005 году на колокололитейном заводе Анисимова в Воронеже. К слову, на колоколах указаны имена благотворителей, — отмечает наш собеседник. — И когда батюшка впервые мне показал, как играют колокола, то я подумал, что такому мастерству никогда не смогу научиться!
Молитва, отлитая в бронзе
Над Тулиновкой на несколько десятков метров возвышается колокольня Успенского храма с семью колоколами. Высота их звучания зависит от величины, формы и материала, из которого они изготовлены. Большие колокола обычно издают низкие и тяжёлые звуки, а вот средние и малые отличаются высоким и светлым звучанием.
Голоса колоколов зависят и от их веса. Самый большой колокол в храме, он же Благовестник, весит 350 килограммов, колокола поменьше именуются средними и весят около 150-200 килограммов, а малые достигают 30-50 килограммов.
Владимир Бельцов уточняет: существует несколько звонов и каждый звучит определённым образом, возвещая о важнейших событиях. Например, Благовест называется так потому, что несёт благую, радостную весть о начале богослужения и представляет собой одиночные удары в большой колокол, Трезвон — праздничный звон одновременно в несколько колоколов. Перезвоном называют перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького, звучащий в торжественные для православных дни.
— Есть и траурные звоны. Перебор представляет поочерёдные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, выражая грусть и скорбь об усопшем. В конце раздаётся одновременный удар колоколов, означающий пресечение земной жизни смертью, — поясняет помощник настоятеля храма Владимир Бельцов.
Строгих правил, каким должен быть звон, сколько делать ударов в колокола и с какой ритмичностью — нет. Потому Владимир «пишет» сердцем и душой, создавая свой особенный и неповторимый колокольный звон Успенского храма, доносящий до Бога все молитвы и просьбы местных прихожан:
— В некоторых монастырях звонят по 15-20 минут: сделают удар в большой колокол — и читают псалом, для нашего небольшого храма и села — это слишком долго, поэтому между ударами большого колокола достаточно прочитать короткую Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Я каждый раз меняю ритм колоколов, ведь за столько лет службы тоже хочется разнообразия. Малые звонят постоянно, а вот средние, например, добавляются на каждый второй или четвёртый удар малых, большой — на каждый четвёртый или шестой, восьмой удар средних. Также можно менять очерёдность колоколов: малый-средний или средний-малый, или в темпе одного удара бьёшь не один раз, а два — и тогда звук тоже другой рождается.
Духовное многоголосье
Говоря про секрет мелодичности колоколов, Владимир Бельцов отмечает: вся тайна благодатного звучания кроется в погоде. Когда идут продолжительные дожди и размокает колокольная верёвка, то в такую непогоду всегда возникает диссонанс. Из-за сырости верёвка начинает ходить, звук колокола выпадает и будто гуляет по колоколу. Тогда-то и слышны сильные резонансы и гудения.
А вот крепкий, хрустящий мороз, тишина и безветренная погода — на руку звонарю. Чистейший колокольный звон раздаётся не меньше, чем на десять километров от Тулиновки.
— Однажды к нам ехал настоятель Георгий Бородин, и потом при встрече поделился, как в районе Донского аэропорта он услышал, как переливаются звонами наши колокола. А вот в начале села стоят дома, так там колокольный звон из-за густого леса не проходит… Колокольный звон разносится на многие километры от храма, а на самой колокольне не громко, там звучание какое-то мягкое, безопасное. Наверное, это связано с устройством самого колокола, они же по многовековым технологиям изготавливаются. К слову, в первую пасхальную неделю всем благословлено подниматься на колокольню. И тогда звонят все желающие — мы никому не отказываем.
Сегодня Владимир Бельцов с большой любовью и радостью передаёт своё мастерство учащимся педагогического колледжа, расположенного в Тулиновке. По его словам, на изучение азов уходит около месяца, и уже за год-полтора и при большом желании воспитанники могут добиться безупречности в звонарском деле.
Студентка 4-го курса Мария Коржавина занимается больше года, по её признанию, буквально за три недели обучилась звонить в колокола. А первокурсница Дарья Бондаренко только-только начала осваивать уникальное мастерство. Говорит, что не всё ещё чисто и правильно получается, но она обязательно освоит это искусство.
— Почти каждый день приходила звонить в колокола. Сначала не понимала ритм, шаги, а потом всё легче и легче, будто сам Господь вёл меня за руку. Наверное, по этой причине и обучилась так быстро, всего за три недели. Но мне ещё многое предстоит освоить, чтобы отточить мастерство! — говорит студентка педколледжа Мария Коржавина.