Совершить путешествие во времени достаточно легко — стоит только перешагнуть порог музея истории Тамбовского вагоноремонтного завода, располагающегося в здании железнодорожного вокзала. Макеты вагонов царского времени ХIХ века и бронепоезда, уникальные разработки заводских инженеров-изобретателей, исторические документы и фотографии — более пяти тысяч интереснейших экспонатов хранится в музее, которому в ноябре исполнится 57 лет, а сам завод отпразднует солидную дату — 125-летие.
Необходимость в работе железной дороги в нашей стране всегда была большой. Поэтому экспозицию открывает макет вагончика царской эпохи, относящийся к ХIХ веку. Как поясняет хранительница музея Ирина Пономарёва, в светло-зелёный цвет он выкрашен неслучайно — такими были вагоны первого класса.
— А это подлинная карта железнодорожных путей Тамбовской губернии. В 1899 году по решению представителей Рязано-Уральской железной дороги в Тамбове появились главные вагоноремонтные мастерские, где трудились около двух тысяч работников. Самые старинные экспонаты — журнал учёта работающих и план вагоноремонтных мастерских. Заводом предприятие станет только в 1926 году, а вот эти документы датированы 1896-м. Большая ценность и у фотографии 1903 года, на которой изображён первый коллектив товарного цеха, руководил им отставной поручик Андрей Зубков, — говорит Ирина Пономарёва.
Заглянуть в прошлое
В этом музее нет копий — каждый экспонат по-своему уникален и имеет историческую ценность, как, например, телефонный аппарат позапрошлого столетия, размещавшийся на проходной вагоноремонтных мастерских, или заводской гудок, извещавший о начале рабочего дня на заводе в 6:00, к слову, завершался он тогда в 20:00. Интересный факт из подписи к экспонату: гудок гудел пять минут перед началом; в перерыве и по окончании рабочего дня — по одной минуте, его слышимость достигала более 30 км в радиусе, отменён гудок в 1955 году.
— На завод многие рабочие в ХХ веке добирались уже по железной дороге. Для них были созданы специальные именные пропуска с фотографиями и льготные жетоны ТВМ для проезда, в том числе для членов семей, что должно было послужить развитию, и, если говорить современным языком, популярности железных дорог, — добавляет Ирина Пономарёва.
В те годы талант работников тамбовских вагоноремонтных мастерских был известен не только в России, но и в Европе и даже Японии. По этой причине здесь ремонтировались вагоны самых разных фирм, в том числе из Бельгии и Германии.
Трудились тут как простые рабочие, выходцы из крестьян, так и представители интеллигенции из Воронежа, Борисоглебска, Ртищева. По их инициативе на ТВМ было создано общество благоразумного времяпровождения, при котором позднее появился самодеятельный театр. Эту часть истории завода рассказывает экспозиция с афишей 1915 года «Разнохарактерный дивертисмент» актрисы Мельхиседековой, к слову, билет на постановку стоил семь копеек, и ценным документом — благодарственным адресом от Рязано-Уральской железной дороги за организацию досуга и отдыха рабочих и служащих.
У труппы было два театральных вагона, большой набор костюмов, на сцене часто ставили пьесы Островского. Была здесь и своя агитбригада синеблузников, пропагандировавших советский образ жизни. В начале прошлого века при вагонных мастерских в обществе полезных развлечений вёл дирижёрскую деятельность Василий Агапкин.
Тамбовские изобретатели
Никита Галахов, Василий Уваров и Сергей Егер: история вагоноремонтных мастерских неразрывно связана с этими легендарными именами. В 1909-м сюда приходит талантливый техник Галахов, который в будущем изобретёт эллиптические полушарнирные рессоры для железнодорожных вагонов и прославит Тамбов на весь мир. В экспозиции представлены подлинные чертежи и рукописи, и та самая галаховская рессора, которая вызвала технический бум в развитии железных дорог в России.
— Ещё один блок нашего музея посвящён подготовке рабочих кадров. В 1920 году на базе вагоноремонтных мастерских появляется первое учебное заведение, где готовили токарей, слесарей и плотников, сегодня оно называется «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени Солнцева». А в 1931-м открывается вечерний железнодорожный техникум, — говорит Ирина Пономарёва.
Революционные и военные события страны также нашли отражение в музейной экспозиции. В годы первых советских пятилеток ширилось движение стахановцев, передовиков производства. Во время Первой мировой войны завод становится на военные рельсы: здесь выпускают гильзы для пушек, которые заполнялись на пороховом заводе, двуколки (конные повозки — прим.ред.), ёмкости для хранения пороха.
На почётном месте расположена экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне. В этот период заводчанами было изготовлено более двух миллионов корпусов для мин и построено 40 бронепоездов, на фронт уходили банно-прачечные вагоны, снегоочистители, выпускали в Тамбове и спецвагоны для зенитных орудий.
Среди артефактов военных времён — каска и печка-буржуйка, можно здесь увидеть и макет бронепоезда «Тамбовский рабочий». Историю его выпуска на тамбовском заводе Ирина Пономарёва рассказала в деталях:
— В 1941-м перед заводчанами поставили архисложную задачу — выпустить бронепоезд! Тогда в его основу легли чертежи 1928 года, по которым вагоны и тепловоз обивались бронированной сталью, а на специальную бронеплощадку крепились артиллерийские орудия. В витрине представлена фотография первого машиниста Семёна Леонова, бойцов и командиров бронепоезда «Тамбовский рабочий».
Путешествие на ретропоезде
В 1950-1960 годах на заводе происходит реорганизация производства, внедряются передовые технологии и разработки, запущен выпуск вагона-ледника, макет которого тоже представлен в экспозиции. В таких вагонах карманы для загрузки льда размещались под крышей, на полу находились инвентарные деревянные решётки, а под ними поддоны и спецклапаны, обеспечивающие слив растаявшей жидкости. Продукцию в таких вагонах можно было перевозить до 40 суток. Через несколько лет на смену вагонам-ледникам придут рефрижераторные вагоны.
Ирина Пономарёва говорит о планах пятилеток, громких достижениях и победах, и, конечно, называет имена почётных работников, без которых невозможно было бы добиться производственных успехов. В центре музея размещены красные знамёна, вручённые за трудовые подвиги, здесь же можно увидеть новую летопись Тамбовского ВРЗ.
— В прошлом на нашем заводе ремонтировали не только пассажирские, но и вагоны с бронированными дверями для перевозки денег, пожарные поезда, а также вагоны-цистерны. Сегодня ТВРЗ выпускает уникальные тематические поезда: открытые экскурсионные поезда в Карелию и города южного направления, поезд Деда Мороза — главная передвижная резиденция новогоднего волшебника, ретропоезда и вагоны с усовершенствованными интерьерами, — добавляет хранительница музея.
В регионе в 2024-м планируется запустить ретропоезд из Мичуринска в Тамбов и далее на станцию Платоновка. Ретропоезд будет состоять из старинного паровоза и старинных вагонов. Отправляться он должен со старейшего вокзала Мичуринск-Уральский и следовать в Тамбов с заездом в старинное депо, а затем — на станцию Платоновка к рассказовской усадьбе Асеевых. Ирина Пономарёва очень надеется, что проект будет осуществлён, и это позволит популяризовать музей истории ТВРЗ среди туристов.