Специалисты АО «Транснефть - Дружба» Денис Пронищев и Валерий Шубин разработали уникальное устройство для выполнения работ на магистральных трубопроводах и усовершенствования производственных процессов. Причём уровень разработки перешагнул всероссийский: такого устройства пока нет и в международном масштабе.
О своём ноу-хау «тамбовские Кулибины» говорят так: в настоящее время демонтаж заводской изоляции трубопровода производится ручным механическим способом и занимает около восьми часов, тогда как устройство позволяет это время сократить в восемь раз, — то есть до одного часа работы. Над технологическим решением Денис Пронищев и Валерий Шубин, слесари по ремонту техустановок на нефтеперекачивающей станции «Малиновка» Мичуринского районного управления предприятия, расположенного в Притамбовье, работали меньше года.
Конкурс возможностей
Каждые два года ПАО «Транснефть» проводит международную научно-техническую конференцию молодёжи (МНТКМ). Проект позволяет не только выявлять таланты, поддерживать перспективные идеи и поощрять за лучшие конструкторские решения, а также внедрять разработки в развитие технического потенциала компании.
Недавно в Уфе завершился второй тур IV международной конференции молодых специалистов. В рамках научно-технической встречи оценивались разработки в области механо-энергетического оборудования и защиты трубопроводов от коррозии. Первое место по итогам тура завоевала совместная работа «Устройство для снятия заводской изоляции» молодых специалистов Дениса Пронищева и Валерия Шубина:
— Молодые специалисты нашего предприятия постоянно участвуют в научных конференциях, проводимых в отрасли, вносят новшества и предлагают технические решения в тех или иных вопросах. Мы выбрали тему для разработки, которая нам показалась ближе и интереснее, поскольку у обоих техническое образование. Решили, что вполне реально решить вопрос нашими силами.
К слову, Денис Пронищев и Валерий Шубин примут участие в финале молодёжной научно-технической конференции, который пройдёт на базе «Транснефть – Дальний Восток». Событие состоится в мае в Хабаровске.
Слесари по документам, а в душе конструкторы и разработчики, тамбовчане Денис и Валерий концепцией устройства занялись ещё в мае 2023-го, а уже в конце года презентовали опытный образец. По их словам, устройство для снятия заводской изоляции — это не модернизация существующей конструкции, а её создание в буквальном смысле слова с нуля: подобного в стране ещё не было!
— Прежде стоит пояснить, что сегодня демонтаж заводской изоляции магистральных трубопроводов производится ручным механическим способом. Проще говоря, угловыми шлифовальными машинками. Обычно у одного специалиста на это уходит восемь часов, при этом площадь демонтажа не превышает двух квадратных метров. Перед нами стоял вопрос в масштабах всей сферы транспортировки нефти: как, во-первых, ускорить в разы процесс демонтажа, а, во-вторых, сделать этот вид работ ещё более безопасным, — рассказывает Денис Пронищев.
Аналогов нет!
При исследовании методик демонтажа изоляции Денис и Валерий нашли один-единственный способ, который зачищает изоляцию, — гидроабразивный. Но он используется на крупных предприятиях, а в условии линейной части магистральных трубопроводов был бы хоть и эффективным, но очень трудозатратным. Тамбовские специалисты разработали универсальное устройство, которое не требует серьёзных подготовок перед работой, с лёгкостью разбирается и транспортируется в любом автомобиле.
— Устройство снимет антикоррозийное трёхслойное покрытие особой прочности с магистральных трубопроводов диаметром от 530 мм до 1220 мм. Применять разработку можно при выполнении плановых, ремонтных и диагностических работ на линейной части нефте- и нефтепродуктопроводов. Опытный образец, который уже изготовлен, позволит в восемь раз сократить трудоёмкость выполнения работ, минимизировать количество задействованного персонала и обеспечить снижение затрат на выполнение производственного процесса, — поясняют Денис и Валерий.
Ещё одно важное преимущество устройства в том, что для работы не требуется расходный материал: металлические диски, круги, электричество. Также не потребуются и респираторы, тогда как при ручном механическом способе при демонтаже было много пластиковой мелкой пыли.
— При данном способе заводская изоляция снимается тонкой лентой, потом забирается с собой, а затем утилизируется. Всё это можно назвать ювелирным трудом, поскольку работа очень точная и детальная, чтобы избежать критического повреждения тела трубы и продольного шва. Устройство пока не запатентовано. Патент — это следующий этап нашей научной миссии. Будем ещё вносить некоторые коррективы, дорабатывать, чтобы в дальнейшем все предприятия системы Транснефть могли бы изготовить устройство на базе производственного обслуживания себе и внедрить в работу. Мы считаем, что это очень удачная конструкция, — подчёркивает Валерий Шубин.
«Дружба» — сквозь годы
Нефтеперекачивающая станция «Малиновка» в посёлке Дружба была основана в 1965 году. А спустя почти 40 лет, в 2004-м, обрела новую жизнь: стратегический объект полностью модернизировали и реконструировали, всё механо-технологическое и энергетическое оборудование заменили, штат укомплектовали. С тех времён станция находится в постоянном режиме работы.
По словам начальника нефтеперекачивающей станции «Малиновка» Мичуринского районного управления предприятия Андрея Климова, одно из первоочередных направлений компании — создание возможностей для развития молодых специалистов. Для этого и проводится международная научно-техническая конференция, а также множество других форматов выявления талантливых и креативных сотрудников, как, например, конкурс «Лучший по профессии», Спартакиады.
— При оценке работ комиссия учитывала ряд критериев, в том числе прикладное значение предложенных тем для дальнейшего развития системы трубопроводного транспорта и совершенствования производственных процессов, а также перспективы внедрения разработок и их экономическую эффективность. Надо отметить, что 30 молодых работников из различных организаций системы «Транснефть» представили во втором туре конференции 24 доклада, касающихся создания новых устройств и механизмов для выполнения работ на магистральных трубопроводах. Разработка Дениса Пронищева и Валерия Шубина оказалась крайне актуальна для отрасли, — прокомментировал Андрей Климов.