В аудиториях центра «Преодоление» пока неуютно. Почти два года назад помещения на первом этаже общежития по улице Новостремянной в Тамбове были переданы администрацией Тамбова в пользование НКО, которым руководит Марина Шальнева. Здесь она мечтает организовать центр для людей с ментальными нарушениями, в котором люди с особенностями будут учиться самостоятельной жизни.
Как многие большие проекты, этот центр начался с личной истории. Мы рассказывали читателям о семье Марины. Она — мама четверых особенных детей.
— Став взрослыми, большинство ментальников сталкиваются с непониманием дальнейшей жизни. Многие бытовые вопросы для них оказываются нерешаемыми. В сложной ситуации оказываются и родители таких, уже взрослых, детей. Понимая, что мои дети взрослеют, я стала искать пути решения возникающих сложностей. Так появилась и НКО «Преодоление», и концепция центра сопровождаемого проживания, — говорит Марина.
Идею тамбовчанка «подсмотрела» в других российских регионах. К примеру, в Пензе работает центр сопровождаемого проживания «Квартал Луи», где взрослые инвалиды (и, к слову, не только ментальники) живут вполне самостоятельно в специальных домиках. Есть инструкторы-сопровождающие, которые проживают в отдельных помещениях и не вмешиваются в бытовой или рабочий распорядок постояльцев «Квартала».
Наш разговор проходит в символичную дату, второго апреля: Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Впрочем, Марина Шальнева замечает: её центр планируется для всех категорий людей с ментальными особенностями. Она уверена: в плане обучения самостоятельности не стоит разделять людей с аутизмом или синдромом Дауна или с умственной отсталостью...
— Прежде чем выходить на масштабное проживание, нужно научить людей с ментальными особенностями жить самостоятельно. Не ждать, пока мама принесёт завтрак, а самому готовить даже что-то простое. Пользоваться бытовыми приборами. Ходить в магазин, а прежде — понимать, что и сколько нужно купить. И в нашем центре мы начнём с малого. Ведь даже чтобы научиться бегать — прежде нужно научиться ходить, — говорит Марина Шальнева.
В безликом из-за ремонта помещении Марина Шальнева прекрасно ориентируется. Проходя по коридору, покрытому пока ещё цементом, указывает на расположенные по обеим сторонам аудитории.
В трёх комнатах оборудуют мастерские. К примеру, швейная будет оснащена машинками, оверлоком, гладильными досками и утюгами. В соседнем кабинете разместится компактная типография. Марина поясняет: в том же пензенском центре основным заказчиком печатной продукции является местная епархия. Кроме того, нередко обращаются за печатью материалов педагоги, логопеды, психологи.
В ещё одной мастерской будут заниматься ребята, которые в силу своего состояния не смогут обучиться ни шитью, ни типографскому мастерству. Марина замечает: даже люди с множественными тяжёлыми нарушениями смогут почувствовать себя важными и нужными, выполняя простейшие операции, скажем, расписывая ёлочные украшения.
Следующий этап адаптации — «репетиция» сопровождаемого проживания. В отдельной тренировочной будет обустроено бытовое пространство с кухонным уголком, спальней, санузлом. Здесь воспитанники центра смогут оставаться на день-два.
Тренировочная кухня будет снабжена необходимыми инструкциями. Марина Шальнева приводит пример: в Псковском центре лечебной педагогики она видела технологические карты для приготовления... бутербродов.
— Стоит понимать, что люди, к примеру, с аутизмом чувствуют мир по-другому. В технологической карте прописано абсолютно всё: начиная с того, что нужно взять доску, положить на неё хлеб, порезать его ножом, затем отрезать кусок колбасы или сыра, положить сверху на хлеб... И особенным кулинарам надо пояснять, что хлеб может быть разным: чёрный, белый, зерновой, «круглый» или «кирпичиком»... А ещё — колбаса бывает разной, и сыр — тоже.
В одной из первых комнат центра разместятся руководство и специалисты. Дальше — кабинет психолога, где также обязательно будет присутствовать священник и оборудуют молитвенную комнату. К слову, в обустройстве центра Марину активно поддерживает духовник НКО «Преодоление» священник Павел Шальнев. На прямой вопрос, почему помогаете, отец Павел, не задумываясь, отвечает: «Потому что я христианин».
— Важно создать духовную основу. Не просто научить жить самостоятельно, но и дать верное направление, объяснить, проще говоря, что такое хорошо и что такое плохо. С Божьей помощью всё возможно, — говорит священник Павел Шальнев.
Марина Шальнева уточняет: помогают воплотить идею центра в реальность многие. В основном — волонтёры. И помощь идёт от неравнодушных людей не только финансовая, но и та, что называется, «помощь руками».
На данный момент вывезен строительный мусор, со стен сдираются постепенно старые обои. Старые окна, часть которых была с побитыми стёклами, заменены на новые пластиковые. Полностью заменена электрика, сделана разводка под розетки и выключатели, которые будут установлены в ближайшем будущем.
Предстоит замена системы водоснабжения и водоотведения, монтаж сантехнического оборудования, после чего можно будет залить полы и заняться «косметикой». К слову, все дверные проёмы будут адаптированы под проезд инвалидных колясок. Марина Шальнева уточняет: центр будет доступен для всех категорий особенных людей.