Какие эмоции испытывают космонавты при старте ракеты? Над чем работают в условиях МКС и что делают в свободное время? Как различают время суток в космосе и как после длительных полётов снова привыкают к земному притяжению? Об этом и многом другом юным белгородцам, проживающим в разных российских регионах, рассказал Герой России, лётчик-космонавт Андрей Борисенко. «Гагаринский урок» (0+) посетили и ребята из лагеря «Тамбовский Артек»: онлайн-трансляция велась из онлайн-лектория WINK на площадке выставки «Россия» (0+) на ВДНХ.
К разговору в сердце российской столицы подключились девять регионов ЦФО, в которых в данный момент проживают ребята из Белгородской области. Организатором и техническим партнёром онлайн-встречи выступила компания «Ростелеком». Специалисты компании поясняют: проект «Гагаринский урок «Космос — это мы» приурочен к 90-летию со дня рождения первого космонавта Юрия Гагарина. Ещё один социальный проект компании — «Связь сердец» (0+), призван сделать досуг белгородских школьников во время незапланированных каникул интересным. Для них проводятся познавательные встречи, походы в музеи, спортивные соревнования, образовательные и просветительские события.
На связи — ВДНХ. Хотя очень хочется сказать «ЦУП» или даже «МКС»: настолько по-космически масштабным выдался разговор. Участниками «Гагаринского урока» стали в этот раз более 1200 детей. Тамбов и Калуга, Брянск и Липецк, Кострома и Рязань, Иваново, Ярославль и Курск. Каждый из ребят в региональных студиях, а точек подключения было около 20! — хотел задать свой вопрос. Тот самый, который поможет приблизиться к разгадке тайны одной из самых редких профессий современности.
Редкой свою профессию считают и сами космонавты. Андрей Борисенко, начиная разговор, замечает: примерно 30-35 процентов тех, кто соответствует всем требованиям, прошёл подготовку, зачислен в отряд и отобран к полёту, — в космос так и не летят. Таковы издержки профессии.
— Сам по себе запуск ракеты-носителя с космическим кораблём — это не что-то экстраординарное. А вот эмоции, которые ты испытываешь, сидя в корабле, сложно с чем-то сравнить. Когда работают двигатели, ты понимаешь, что пройдена своеобразная точка невозврата: ты уже летишь в космос, ты дошёл до вершины своей профессии, что дано, увы, не всем в отряде.
На счету Андрея Борисенко два полёта и почти год, 337 суток, на орбите. На экране мелькают фото- и видеокадры с МКС, на одном из которых — моменты полёта 2011 года. В российском сегменте МКС Андрей Борисенко тогда работал, в том числе, и со своим коллегой Сергеем Волковым. После эфира в разговоре с космонавтом замечаю: тамбовчане считают Сергея Волкова своим — учился в Тамбовском высшем военном авиационном училище лётчиков имени Расковой, в одном из созывов был депутатом областной Думы…
— У меня тоже есть тамбовские воспоминания, — делится Андрей Борисенко. — В вашем регионе я проходил специальную парашютную подготовку.
Путь к отряду космонавтов у него занял тридцать лет. О выборе будущей профессии ленинградский школьник сообщил родителям в девятилетнем возрасте. Замечает: папа, моряк-подводник, не удивился и сына поддержал. Мама, впрочем, тоже отнеслась с пониманием. Но родители, как и свойственно родителям школьников, предупредили: хочешь быть космонавтом — будь добр заниматься спортом, хорошо учиться, уделяя внимание точным наукам, и, конечно, слушайся старших — ведь для космонавтов важна дисциплина.
Говоря об алгоритмах отбора в отряд космонавтов, Андрей Борисенко уточняет: помимо строгих требований по здоровью, у претендентов должно быть и соответствующее образование. Сегодня на орбите нужны специалисты инженерных, лётных, медицинских, естественно-научных специальностей.
В ответ на один из вопросов от ребят в студиях регионов Андрей Иванович рассказывает об экспериментах, которые проводятся на орбите. Подчёркивает: говорить обо всей исследовательской работе нет смысла, да и времени не хватит. Останавливается на наиболее запомнившихся с точки зрения эмоционального состояния.
К примеру, на станции были свои мышенавты — мышки, чьё поведение исследовали в условиях невесомости. Некоторые особи не просто беспорядочно вращались, а старались управлять своим положением с помощью лапок и хвоста. Выращивание пшеницы в небольшой оранжерее на станции осталось в памяти пробивающейся молодой зеленью — частичкой живого земного на высоте сотен километров.
— Во время моего второго полёта зарубежные коллеги выращивали салат, и все обитатели МКС его пробовали. На вкус, замечу, он ничем не отличался от «земного». Я в какой-то момент поймал себя на том, что ощущаю себя, будто с помощью машины времени перенёсся лет на 50 в будущее, когда космонавты и астронавты будут питаться тем, что выращено на МКС, — рассказал Андрей Борисенко и уточнил: рацион космического питания повторяется на МКС каждые 16 суток, а одним из любимых деликатесов на станции считается творог.
А как же свободное время? Его, по словам Андрея Ивановича, на МКС не так много, и в минуты досуга космонавты чаще всего звонят близким или отвечают на письма электронной почты. А ещё — запечатлевают Землю через объектив фотокамеры.
— Лично я старался позвонить супруге дважды в день: пожелать ей доброго утра и доброй ночи, — делится Андрей Борисенко.
К слову, о времени. В течение суток с МКС можно наблюдать восходы и закаты 16 раз. Ориентироваться космонавтам помогают бортовые и наручные часы, а ещё карты, на которых отображается время территории, над которой пролетает станция.
Вопрос, который задали из тамбовской студии, был посвящён адаптации организма к земному притяжению после длительного полёта. Всем знакомы кадры встречи экипажа после приземления: из спускаемого аппарата космонавтов выносят на руках.
— Могу сказать о своих ощущениях. У меня не было сложностей, чтобы сделать шаг, двигать руками. Чувствовал себя как после изнуряющей тренировки, очень уставшим. Основная проблема после длительного пребывания в невесомости — не физическое перемещение, а расстройство вестибулярного аппарата. Впрочем, по всем нормативам, если по какой-то причине на посадке не встречает группа спасения, экипаж должен самостоятельно покинуть спускаемый аппарат. И такие случаи были — всё прошло благополучно, — рассказал Андрей Борисенко.
Вообще, сегодня о работе в отряде космонавтов известно многое. И всё же современные школьники проявляют изобретательность в формулировке вопросов. Чаще всего интересуются бытовыми условиями на МКС: как умываются? Как справляются с возможным плохим самочувствием? Возможно ли есть на МКС продукты без специальной «космической» упаковки?
Финальными словами встречи стало, как водится, напутствие. От настоящего героя своего времени, Героя России, космонавта — юным россиянам. Вернее, как заметил Андрей Борисенко, это не столько напутствие, сколько совет. Тем, для кого сегодня очень важны верные ориентиры и вера в лучшее будущее.
— У каждого из вас наверняка есть мечта — чего вы хотите достичь в жизни. Идите к её исполнению. Как бы трудно ни было; как бы вам самим порой ни казалось, что всё сложно; как бы вас ни отговаривали… Ваша мечта — это ваша цель, это ваша жизнь. А жизнь — всего одна, и её не повторить: это не компьютерная игра, где можно заново пройти все уровни. Каждому из вас я желаю найти свою мечту, идти к её реализации и дойти до результата.