Человеку нужен человек. Эту простую формулу из известного стихотворения в центре «Ради будущего» и учреждённого им АНО «Центр социальных проектов» понимают буквально. Больше шести лет в Тамбовской области реализуется проект наставничества для детей-сирот. Чтобы помочь ребятам, волею судьбы оставшимся без поддержки «своих» взрослых, найти себя в большом и не всегда понятном мире.
Директор автономной некоммерческой организации «Центр социальных проектов» Татьяна Илясова уточняет: проект работает в трёх направлениях.
Участниками программы долгосрочного наставничества становятся в основном ребята-подростки; краткосрочное наставничество актуально больше для студентов и учащихся учреждений СПО или старшеклассников, уже определившихся с будущей профессией. Отдельное направление — наставничество на рабочем месте, когда молодого специалиста берёт «под крыло» старший коллега.
— Воспитанники интернатных учреждений Тамбовской области никогда не остаются один на один с большим миром. Ведётся профилактика социального сиротства, работа с семьёй в кризисных ситуациях. А если ребёнок оказался в детском доме, его стараются окружить вниманием и заботой педагоги. Существуют различные формы семейного устройства. В регионе также налажена система постинтернатного сопровождения: выйдя из стен детского дома, выпускники получают психологическую и педагогическую поддержку. Но в какой-то момент была выявлена потребность воспитанников в индивидуальном взрослом — старшем товарище, друге. В человеке, который, образно говоря, возьмёт за руку и объяснит, как жить в мире за пределами интерната, — поясняет психолог проекта «Наставничество» Екатерина Сорокина.
За шесть с лишним лет реализации в Тамбовской области программы наставничества по всем направлениям была образована 171 пара наставник-подопечный. Татьяна Илясова уточняет: на общую цифру стоит ориентироваться и сегодня, поскольку значительная часть пар продолжает общаться.
При этом психолог и руководитель АНО обращают внимание: именно программа долгосрочного наставничества считается наиболее важной. Проект реализуется тамбовскими специалистами совместно с благотворительным фондом из Новосибирска «Солнечный город». В целом по России в проекте участвуют почти 30 регионов и более полутора тысяч пар!
Войти в программу могут воспитанники интернатных учреждений с 12 лет. Периодически для таких ребят проводят анкетирование. Наряду с общей информацией о себе подростков просят написать, к примеру, чего они ждут от программы и старших товарищей.
Есть свой алгоритм и для самих наставников. Помимо подачи определённого пакета документов, после заполнения анкеты на сайте программы им предстоит пройти два тренинга по психологической и педагогической подготовке. Особое внимание уделяется общению с детьми с сиротским опытом. Многие ребята замыкаются в себе или, напротив, стараются вести себя чересчур активно.
— Важно понимать, что у воспитанников интернатных учреждений очень непростые судьбы, и многие из них за свою пока небольшую жизнь испытали и прошли то, что не каждому взрослому суждено пережить. Отдельно будущим наставникам мы объясняем, как взаимодействовать с детьми, как реагировать на их поведение. Ведь зачастую негативные реакции ребёнка служат только защитной реакцией, — поясняет Екатерина Сорокина.
Стать наставником для подростка-сироты просто. Алгоритм следующий:
Когда все этапы подготовки пройдены, наставник и подопечный знакомятся друг с другом. При этом наставник для ребёнка не означает строгий педагог — скорее, старший товарищ, мудрый помощник.
— Раз в месяц для наставников проводятся консультации со специалистами, тренинги, где можно задать вопросы, обсудить возможные сложности. Также обязательны общие встречи всех наших участников, причём, как правило, в неформальной обстановке. Вместо официальных совещаний мы часто большим коллективом выбираемся на природу или экскурсии, — говорит Татьяна Илясова.
Руководитель АНО рассказывает: один из наставников на такие встречи обязательно привозит большой самовар. Заваривая чай на травах, накрывая общий стол, ребята получают новый позитивный опыт жизни в социуме. Не в казённых, пусть и максимально уютных, стенах, а в дружеской обстановке среди единомышленников.
Отдельные встречи-отчётники, по итогам каждого года, проводятся и для ребят. Отвечая на типовые вопросы анкеты, дети делятся порой самым сокровенным, открывая что-то новое и в окружающем мире, и в самих себе. Кто-то говорит, что именно при общении с наставником попробовал ранее не известные экзотические фрукты; кто-то выбрал ту же профессию, что у наставника; а кто-то впервые смог поговорить с другим человеком по душам, рассказав о своих трудностях, мечтах и боли…
— Один из мальчиков несколько лет назад написал, что пример наставника помог ему изменить свой характер: «Мне никогда не нравилось, что взрослые пытались учить меня, указывали, что надо делать. Я протестовал, «ершился»… А моя наставница — совсем другая. Она не указывает, как и что НАДО, а просто делает так, что хочется повторить за ней, научиться делать так же…», — процитировала ответ одного из воспитанников психолог Екатерина Сорокина.
…Найдя друг друга, ранее не знакомые люди становятся если не по-настоящему родными, то как минимум близкими по духу. Наставничество, снова и снова отмечают специалисты, — это история не про наставления и оценочные суждения. Это проект про дружбу, поддержку и долгую дорогу в новую, наполненную добрыми переменами, жизнь.