Вместо холста — древесина, плюс — набор специальных «ножей». Словно кисть, оставляющая аккуратные или размашистые мазки, на полотне деревянного щита свой рисунок оставляют резцы, штихели, клюкарзы и прочие режущие инструменты.
В мастерской тамбовчанина Олега Торопцева рождаются удивительные вещи. Всматриваясь в картину, не сразу понимаешь, что сюжет не «нарисован», а «вырезан». Мастер по художественной обработке древесины создаёт пейзажи и абстрактные сюжеты, а ещё — эксклюзивные предметы декора и мебель.
В мастерской терпкий запах дерева. Олег поясняет: его основной материал — липа, иногда работает с другими породами. «Холст» для такой картины называют щитом. Если работа достаточно объёмная, щит склеивают из разных частей древесины — ламелей.
Мастер уточняет: качество материала играет важнейшую роль. Дерево должно быть хорошо просушенным, чтобы готовая работа не лопнула или не деформировалась. Интересный факт: часто мастера запасают материал на несколько лет вперёд. А в средние века скульпторы по дереву из Европы и вовсе заготавливали древесину на несколько десятилетий — для своих детей и внуков!
С картины смотрит окно старого дома, где сквозь стену выглядывает кирпичная кладка, словно следя за современниками из глубины десятилетий. По-соседству — уже абстрактная геометрия, собранные в единое целое разноцветные осколки. Рядом — зеркало в такой же геометрично-абстрактной раме.
Олег замечает: часто делает картины в цвете, реже — оставляет в натуральных оттенках природного материала. Не тронута краской пока новая работа. На полотне — узнаваемые очертания улицы в историческом центре Тамбова: кирпичная кладка арки, острые виноградные листья, спутанные ветви, рельефная фактура облачного неба…
— Больше всего забот было как раз с «прорисовкой» листьев. Для каждого этапа и масштаба работы есть свои инструменты. Как кисти бывают разного размера для мазков разной толщины, так и резцы, в зависимости от конструкции, оставляют каждый свой след. Пока картина в черновом варианте. После я, скорее всего, сделаю её в цвете, — говорит мастер, углубляясь в особенности технологии:
— Независимо от покраски, для всех работ обязательна обработка специальным составом из масла и воска, чтобы защитить дерево от влаги — так картина или предмет декора или мебели прослужит долгие годы.
Олег Торопцев с ранних лет рисовал, окончил художественную школу. А вот обработкой древесины его заинтересовал знакомый семьи, живший в соседнем доме (тоже, к слову, в историческом центре Тамбова) художник, резчик по дереву, скульптор Геннадий Львович Чистосердов. В детстве Олег часто бывал у мастера в гостях, очарованный его произведениями.
— Именно он привил мне любовь к дереву, научил резьбе. Почему именно дерево и чем оно мне так запало в душу? Не могу сказать, что это очень пластичный и податливый материал — это не глина, не пластилин. Но всё же дерево «откликается» на обработку и, в отличие от той же глины, этот материал более чистый. Ну и, наверное, звёзды так сошлись, — замечает Олег Торопцев.
Впрочем, художественная обработка дерева не сразу стала его основным занятием. Мастер замечает: был длительный перерыв на время учёбы в инженерном вузе Санкт-Петербурга. О былом интересе к тёплому и ароматному дереву он вспомнил, вернувшись в Тамбов.
— Получается, что последние 20 лет я и «режу», из них десять лет наиболее плотно. Сегодня могу сказать, что художественная обработка древесины для меня не просто хобби, — с улыбкой подытоживает пройденный путь Олег.
Говоря о развитии мастерства, художник замечает: значительная часть его работ — это предметы декора и мебель. Многие сделаны на заказ. Олег показывает фото интерьерных фигур, рам для зеркал, скамеек и комодов. На одном из снимков — изысканный стол: массивная ножка, резные элементы которой покрыты эмалью, золотой и серебряной поталью, что и не сразу поймёшь, что это дерево. Венчает его массивная круглая столешница из стекла.
— Стол сделан по фото. Знакомая сняла похожий, когда отдыхала в Италии, и ей захотелось такой же себе домой. К слову, позже она попросила дополнить интерьер гостиной люстрой из дерева в форме ананаса, ярко-зелёного цвета. А вот этот стол пока только ждёт своего часа. Начал делать его лет шесть назад — и пока на продолжение работы не могу «поймать вдохновение», — художник кивает в сторону притаившегося в углу мастерской остова в форме черепахи.
Каким будет будущий стол, можно судить по эскизу. Следуя мифологической гипотезе о мироустройстве, стеклянную столешницу-землю держат слоны, стоящие на той самой черепахе.
В другом углу мастерской стоит готовый к покраске трон с мечами, сделанный по мотивам культового фэнтезийного сериала. Обращая внимание на миниатюрность королевского престола, мастер уточняет: после завершения работы трон отправится в студию кировского фотографа и будет служить реквизитом для детских фотосессий.
К слову, работы тамбовского мастера хранятся не только в Тамбове и вообще не только в России. Несколько картин и предметов декора были отправлены несколько лет назад в зарубежные страны.
В начале октября в Тамбове, на площадке усадьбы Асеевых, откроется выставка работ Олега Торопцева (0+). Здесь можно будет воочию убедиться в том, что дерево вполне может выступать в роли холста и умеет «говорить» — языком формы и цвета.