В детстве Артём Мелехов хотел стать поваром-кондитером или пилотом вертолёта. Но с профессиями мечты не сложилось. Получив экономическое, а затем и юридическое образование, Артём искал себя в разных направлениях. Работал в строительной сфере и автосервисе, в продажах. На какое-то время переехал в Москву, намереваясь построить бизнес в столице. Позже развивал интернет-площадку по продаже школьных принадлежностей — интерактивных досок и флипчартов.
Сегодня он руководит небольшим предприятием «Райдер», основной ассортимент которого — инвалидные коляски, сохраняющие для своих пользователей активность и делающие повседневную жизнь проще и удобней.
Вроде бы обычная история успеха. Если бы не одно НО. Сегодняшнее производство, помогающее многим людям, началось с личной непростой истории Артёма Мелехова. Получив 12 лет назад перелом шейного отдела позвоночника, молодой человек остался полностью парализованным. Но тяжёлая травма не помешала реализации смелых планов.
— Что помогло выстоять? По факту у человека, попавшего в беду, нет иного выбора. У обычного человека выбор есть всегда: что-то сделать или остаться лежать на диване. В моей ситуации вариант был только один: никакого уныния, только вперёд. Жизнь продолжается — хочется и на прогулку выйти, и на концерт сходить, и в путешествие съездить. Но самостоятельно я этого сделать не могу, только руками близких людей или наёмных помощников. Так пришло понимание, что нужен хороший доход, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь, — говорит Артём Мелехов.
В доме, где живёт семья Артёма, просторная гостиная, лишённое порогов пространство, а переход из жилой зоны в мастерскую снабжён удобным пандусом. Позже, в ходе беседы, молодой человек уточняет: строительство дома стало несколько лет назад решением проблемы не очень доступной бытовой среды в типовой городской «панельке».
Одним из первых задаю, пожалуй, стандартный вопрос: как происходило осознание себя после травмы? С улыбкой Артём вспоминает: придя в себя в больничной палате, увидел симпатичную медсестру. Потом уже серьёзно говорит: врачи и родные в первое время старались изолировать его от полной информации о состоянии, поэтому понимание, что многое поменялось, приходило постепенно.
— На самом деле, привычка «выдвигать намерение» остаётся до сих пор. К примеру, мне хочется пойти на концерт или в кино. Отлично, собираюсь. Но тут же понимаю, что мне нужна помощь в транспортировке, да и площадка должна быть доступной для человека на коляске. И снова я возвращаюсь к тому, что очень многое возможно, вопрос только в наличии необходимых ресурсов, — говорит Артём.
Вместе с мамой, Светланой Витальевной, они вспоминают о потоке поддержки со стороны близких, друзей, да и многих незнакомых людей, которые тогда, в 2012-м, подключились к помощи Артёму. Поддерживали эмоционально, финансово и информационно. Подсказывали, где пройти реабилитацию, помогали оплатить лечение, приобрести первую коляску.
— Со временем понял: мне скучно, надо что-то делать. Сперва, конечно, казалось, что я ничего не могу при полной парализации. Но в домашних условиях мне доступна работа на компьютере. Так и появилась торговая интернет-площадка, — говорит Артём Мелехов.
Специальной мышью можно управлять дыханием, есть и особые очки с гироскопом. По такому же принципу управляется и коляска. Общий язык с бытовыми приборами легко найти при голосовом управлении.
В 2018 году молодой человек стал участником регионального управленческого конкурса «Лидеры Тамбовщины». Замечает: находясь бо́льшую часть времени в четырёх стенах, перестаёшь расти как профессионал. Поэтому решил «прокачать» предпринимательские навыки, почерпнуть что-то новое для себя как для руководителя, познакомиться с новыми людьми. А ещё, как признаётся сам Артём, побороть некоторые свои комплексы.
— Я спокойно отношусь к терминам «инвалид» и «человек с ограниченными возможностями», лично меня они не обижают. И всё же был период, когда мне казалось, что из-за чисто физического положения в коляске я как бы ниже других людей. Получив опыт работы в команде на конкурсе, я сам для себя понял, что такое восприятие — только моё, и его можно пересмотреть. Я обладаю своими знаниями, не боюсь спрашивать совета и учиться у окружающих. И ко мне тоже прислушиваются. Пожалуй, это один из основных итогов «Лидеров» для меня, — говорит Артём.
Впрочем, говоря о «четырёх стенах», он немного лукавит. При всей сложности физического состояния Артём Мелехов — человек довольно активный. Вместе с друзьями они часто выбираются на рок-концерты и даже участвуют в спортивных марафонах.
Начало предприятию было положено четыре года назад. Компания «Райдер» началась с попытки сделать подъёмник, для себя. С чертежами помогли товарищи-технари, производство заказали на одном из тамбовских заводов. Не без иронии Артём замечает: опыта не хватило, готовое изделие пока не отвечает всем требованиям.
— Запуститься в полную силу удалось в прошлом году. Получил статус социального предпринимателя, финансово помогла грантовая поддержка. Сегодня в команде несколько человек. На мне — работа с заказчиками, составление проектов в компьютерной программе и координация процесса, в мастерской работают двое ребят, есть бухгалтер. Помогают мои мама и сестра, — говорит Артём Мелехов.
Основное производство — активные коляски под индивидуальные запросы. Кому-то нужно, чтобы коляска удобно складывалась в машину, а для кого-то важна ширина для проезда в дверь. Общее правило — удобство. Коляска — это даже не вторые, а первые ноги неходячего человека, поэтому комфорт — прежде всего.
Артём Мелехов замечает: есть планы по изготовлению колясок для танцев, а в ближайшем будущем на мини-предприятии будут производить сани для детской следж-хоккейной команды. Говоря о дальнейшей перспективе, Артём с улыбкой говорит: его цель — создать коляску-«франкенштейна», объединяющую два мира: коляску для активного пользователя и неактивного, с полной парализацией тела, как у него самого.
— Совместить лёгкость и маневренность от активной коляски с поддержкой от неактивной. Как? Пока не знаю. Но, уверен, в будущем и эта цель будет достигнута, — говорит Артём Мелехов.