Лента новостей
Статья9 декабря 2024, 09:02

Муж, отец и защитник: памяти Юрия Есикова из села Авдеевка

Тамбовский автор о воинах из Притамбовья, которые отдали жизни за победу на полях СВО.

Муж, отец и защитник: памяти Юрия Есикова из села Авдеевка
Фото: предоставлено автором

Мы продолжаем серию публикаций тамбовского писателя, директора Краеведческого музея Притамбовья, Почётного гражданина Тамбовского района Сергея Кочукова о героях спецоперации, которые погибли в борьбе за победу.

На улице по-ноябрьски мокро, ветрено, студёно, в кафе напротив — тепло и уютно. Передо мной сидела молодая красивая женщина, с которой мы вели неспешный разговор о её муже, военнослужащем 16 бригады ГРУ, погибшем в зоне СВО. Чувствовал себя, как всегда в такой ситуации несколько неловко, ведь приходилось говорить о самом трагическом в жизни своих собеседников, бередить воспоминаниями незаживающую рану. В то же время я не видел в ней окончательной раздавленности постигшим горем, смиренного склонения перед судьбой. Не смотря на периодически выступающие слёзы, Наталия при каких-то добрых воспоминаниях позволяла себе искренне улыбаться, затем серьёзно и решительно «разбиралась» со своими домочадцами по телефону. Ей далеко не безразлично, что и как расскажут о её муже, гвардии сержанте Юрии Есикове, чем запомнят его…

Юра родился в Тамбове, в декабре 1996 года. Отец, Юрий Николаевич Есиков водитель, когда-то тоже служил по контракту, нынче пенсионер. Мать, Татьяна Анатольевна, до пенсии работала бухгалтером. Семья жила в селе Авдеевка в Притамбовье, где Юра окончил 9 классов местной школы, затем учился в колледже правовой безопасности в Тамбове, получил среднее юридическое образование (понятно, отчего его позывной «Юрист», хотя в неформальной обстановке сослуживцы чаще звали его «Есик»). Срочную службу в 2015-2016 годах проходил в Самарской области. По возвращении из армии подал документы для зачисления на службу в 16 бригаду, но приняли только в мае 2017 года. До этого работал разнорабочим на базе «Мука» в Тамбове.

Семья и служба 

— В шестнадцатом мы познакомились, в восемнадцатом поженились, а в январе девятнадцатого родилась его любимица дочка Юлиана, — в глазах моей собеседницы, в её словах было столько любви, тепла и нежности, что не заметить их было невозможно.— Бывают же такие люди, пытаюсь и не могу вспомнить хотя бы один из его недостатков. Я по-своему счастливый человек. Мне суждено было в жизни познать настоящую любовь, верность и преданность. Любовь взаимную и его постоянную заботу и нежность. Что и говорить, не каждому такое даётся, — вновь слёзы, горькие слёзы утраты, одновременно светлые и тёплые. Она и сейчас продолжает любить.

Тут же Наталия замечает, что один недостаток все же был — уж больно был скрытным. Никогда ни о чем не рассказывал, наверное, просто берёг от подробностей своей нелёгкой службы, не хотел расстраивать. В мае зачислили в бригаду, а уже в ноябре 2017 уехал на полгода в спецкомандировку в Миллерово. Жене Юрий сказал, уехал на «учёбу» или «переподготовку».

— Раньше не знала, а потом взглянула на карту, а там до границы с Луганской Народной Республикой всего 40 километров, а там боевые действия какой уж год. Потом в начале 19-го вновь на полгода в Миллерово. Догадывалась, конечно, но не лезла с расспросами, а он по-прежнему твердил про учёбу. О том, что ребята наши воюют, говорили и награды Юры — медаль Суворова, медаль Жукова, а это ведь боевые награды, — говорит женщина.

Потом Юрий уехал в Сирию, и воевал там 8 месяцев, и вновь началось тоскливое и тревожное ожидание. По телефону успокаивал, говорил, что охраняют аэродром и какие-то склады, а о том, что двое из его подразделения убиты, один ранен ни слова, ни тогда, ни по возвращении. В это время Наталия понемногу начала общаться с жёнами и родными его сослуживцев по бригаде. Ждать в одиночестве, порой неделями в полной безвестности, иногда становилось невмоготу.

— Не могу не сказать слова благодарности в адрес командования 16 бригады. Они действительно «своих не бросают», ни раненых, ни погибших. И семьи их не оставляют без внимания. Приходилось общаться с близкими, у которых сыновья по контракту, или по мобилизации ушли на СВО — иногда месяцами ждут известий, и самостоятельно ищут, — отмечает Наталья.

В 2022 году у молодых родителей появился на свет сын Артём, а через месяц Юрий вновь уехал на войну. Через полтора месяца был ранен, сообщил, что сломал ногу и находится в Центральном военном клиническом госпитале в Москве. Супруга тогда навещала его. Рана оказалась тяжёлой, неоднократно оперировали, затем переводили в госпитали в Красногорске, в Одинцово. В конце сентября 2022 года приехал долечиваться домой, и был дома целых 5 месяцев. Убирался дома, готовил, много и с удовольствием занимался с детьми. Самостоятельно сделал ремонт во вновь приобретенной квартире.

Чувство долга

— Как часто мы, женщины, не понимаем, что всё в семье держится на муже. Так собственно и должно быть. Мы привыкаем к этому, как к должному. А потом, когда муж уходит из жизни, на нас обрушивается такой вал бытовых и прочих житейских проблем и забот, что страшно становится.

Вновь на СВО Юрий уехал 5 февраля 2023 года, хотя мог отказаться, нога по-прежнему плохо сгибалась, он даже бегать не мог. Но там воевали его друзья, и по-другому он поступить не мог, эта тема даже не обсуждалась.

— 27 февраля был последний звонок от него, а на следующий день вечером он погиб при артобстреле. Я в этот день посылала видео концерта дочери в садике. Успел посмотреть — нет ли? Теперь уж не узнаю… Первое время часто снился, и не только мне, но и другим близким родственникам… И всех просил прекратить плакать, иначе ему там очень плохо и больно… Похоронили его на Воздвиженском кладбище, рядом с могилой его друга и боевого товарища Николая Дорошко…

Гвардии сержанту ВС РФ 16-й отдельной гвардейской бригады специального назначения Юрию Есикову было 26 лет. Посмертно был награждён орденом Мужества. В память о нём в селе Авдеевка Тамбовского округа установлена мемориальная доска и открыта парта Героя.

Муж, отец и защитник: памяти Юрия Есикова из села Авдеевка
Фото: Анастасия Суворина
Автор:Сергей Кочуков