Лента новостей
Статья5 марта , 09:02

Легендарный лётчик: Василий Гречишкин совершал подвиги в небе и на земле

Герой Советского Союза из Притамбовья выполнял самые ответственные и рискованные задания командования порой в тяжелейших условиях.

Фотография Василия Гречишкина из фронтовой газеты
Фотография Василия Гречишкина из фронтовой газетыФото: geneal.ru

Любовь к небу 

Василий Гречишкин родился в 1910 году в притамбовском селе Новосельцево. После Гражданской войны семья перебралась в Тамбов, где юный Василий пробует себя в разных профессиях: ученик слесаря, водитель автомобиля. Но в 30-е годы героями советской страны были лётчики. Наверное, поэтому Гречишкин «заболел» небом. В 1933 году он окончил школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота в Тамбове.

В 1934-1937 годах проходил срочную службу в армии. Перед войной, в 1940 году, окончил курсы командиров звеньев в Кировабаде. А в феврале 1941 года его призвали в армию в особый полк, сформированный из гражданских лётчиков. В него собрали шестьдесят лучших пилотов страны. У Василия к тому времени было звание лётчика первого класса.

На войне с первого дня 

Боевое крещение тамбовский пилот принял уже 22 июня 1941 года. В первые часы после начала войны его самолёт сбрасывал смертоносный груз на тылы противника. Только за семь первых месяцев сражений экипаж Гречишкина совершил 63 боевых вылета на скопления фашистских войск и военные объекты в Риге, Вильнюсе, Бобруйске, Ельце, Гродно, Борисове, Рогачеве и многих других местах. Не раз экипаж принимал бой над вражеской территорией и всегда благополучно приводил на базу израненную машину.

Командование ставило перед Василием Гречишкиным боевые задания, которые требовали не только умения, но и мужества. Одним из таких заданий стало поручение двум эскадрильям разбомбить ставку Гитлера, которая, по данным наземной разведки, находилась в районе Вильнюса.

Несмотря на жёсткий огонь немецких зениток, которые встретили советские эскадрильи на подлёте к городу, лётчики выполнили задание. Гречишкин увёл свой самолёт подальше от огненного смерча, который бушевал над Вильнюсом. Пока весь огонь зениток был сосредоточен на самолетах, прорвавшихся к ставке Гитлера, группа бомбардировщиков под командованием Гречишкина ударила по железнодорожной станции, где скопились эшелоны с боевой техникой. В результате там были уничтожены оружие и цистерны с горючим.

Мемориальная доска на здании ДОСААФ в городе Тамбове
Мемориальная доска на здании ДОСААФ в городе ТамбовеФото: tambovgrad.ru

Подвиг в небе и на земле 

10 октября 1941 года экипаж Гречишкина получил задание разбомбить важный объект противника в районе Брянска. Погода в этот день была плохая, поэтому самолёт пришлось вести на высоте 100 метров. Но лётчику всё же удалось найти цель — танковую колонну врага — и сбросить бомбы. Во время налёта вражеские зенитчики подбили советский бомбардировщик. Гречишкин принял смелое решение — посадить самолёт в 500 метрах от колонны вражеских танков. После чего вывел его из строя, уничтожил вооружение и вместе с экипажем принял решение пробираться к своим.

Двадцать два дня Гречишкин со своими боевыми товарищами шёл на восток к линии фронта. Они успешно добрались до своей части. И снова лётчик принимает неординарное решение — на стареньком самолёте он вылетел с механиком в тыл гитлеровцам, разыскал свою подбитую машину и отремонтировал ее. Под артиллерийским обстрелом врага Гречишкин сумел запустить моторы, взлететь и вернуть бомбардировщик на свой аэродром.

Мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Василия Гречишкина
Мемориальная доска в честь Героя Советского Союза Василия Гречишкина Фото: М. Калашников

Сражения не на жизнь 

В дни октябрьского наступления гитлеровцев на Москву в 1941 году Гречишкин вылетал на выполнение боевых заданий по два раза в день. Во время одного из вылетов он обнаружил на фашистском аэродроме в Полтаве группу истребителей. Гречишкин решил атаковать — не успели фашистские самолеты подняться в воздух, как три из них были уничтожены взрывами фугасных авиабомб. В тот же день отважный экипаж вторично летал на этот же аэродром и уничтожил на земле ещё 5 самолетов.

На другой день Гречишкин с товарищами снова вылетел для нанесения удара по полтавскому аэродрому. Но гитлеровцы ждали «гостей: в воздухе патрулировали «мессершмитты». Советские лётчики вступили в бой, прорвались к аэродрому и под шквалом заградительного огня сбросили бомбы. Фашистские самолёты разлетались вдребезги и вспыхивали факелами.

Как только советские бомбардировщики легли на обратный курс, шесть немецких истребителей набросились на машину Гречишкина. Завязался неравный бой. Немецкие летчики старались зайти в хвост советскому бомбардировщику и ударить по самым уязвимым его местам. Командир умело маневрирует, не давая фашистам взять бомбардировщик под прицельный огонь. Стрелок Дуденков и штурман Приходченко один за другим отправляют к земле четыре немецких истребителя. После этого два уцелевших немецких самолета прекратили преследование, а советский бомбардировщик продолжил свой путь на восток.

Но победа далась нелегко Осколками и пулями изрешечен самолёт, из бензобака хлещет бензин, левый мотор подбит. Но Гречишкин дотянул израненный самолёт до аэродрома и мастерски посадил его на ободья колёс. В самолете насчитали 640 пробоин.

За проявленный героизм в ходе выполнения боевых заданий 20 февраля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру звена 748-го авиаполка дальнего действия старшему лейтенанту Василию Константиновичу Гречишкину было присвоено звание Героя Советского Союза.

В подбитом самолёте 

В один из дней марта 1942 года, совершив очередной успешный налёт на железнодорожную станцию, занятую фашистами, самолёт Гречишкина был подбит огнём вражеских зениток. Командир отдал команду экипажу покинуть самолёт. Он сам прыгнул с высоты 500 метров, но парашют не раскрылся. И опять случилось чудо — лётчик угодил в глубокий сугроб, который намело рядом со стогом соломы.

От удара о землю он потерял сознание, а когда пришёл в себя, то услышал голоса своих товарищей и позвал их на помощь. После этого прыжка отважный лётчик получил контузию, но всё ещё продолжал совершать боевые вылеты.

Герой Советского Союза полковник Василий Гречишкин
Герой Советского Союза полковник Василий Гречишкинфото: tambovgrad.ru

Работа в тылу 

В середине 1943 года Василия Гречишкина отозвали на один из авиационных заводов. Героический путь военного лётчика Гречишкин завершил. Он стал лётчиком-испытателем. Проводил испытания Ту-4, Ан-8, Ил-12, Ту-70, участвовал в госиспытаниях Ил-18, Ил-32.

В 1961 году ему было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В 1962 году вышел в отставку в звании полковника.

Василий Гречишкин стал одним из плеяды настоящих героев, которые в годы Великой Отечественной войны своими подвигами прославили свою малую родину и навсегда золотыми буквами вписали свои имена в Книгу памяти Тамбовской области.

Скончался Василий Константинович 17 сентября 1989 года в Москве, где жил в послевоенные годы.

Автор:Сергей Мордовин