С мая по июнь на участке Романа Колесенкова расстилается кажущееся бескрайним пионовое море. Заняться цветоводством в промышленных масштабах Роман решил пару лет назад, тогда и приобрёл землю с домиком в селе Малиновка Тамбовского округа. Сегодня «пионовые угодья» занимают без малого 30 соток.
— Раньше моя жизнь не была связана ни с цветами, ни с каким-то другим земледелием. Хотя в своё время я окончил аграрно-технологический техникум, который базируется в посёлке совхоза «Селезнёвский», работал всегда по другим направлениям. А сейчас, видимо, время пришло, — говорит Роман.
Тамбовчанин, он прожил в городе на Цне 28 лет, пока в 2004 году по семейным обстоятельствам не довелось перебраться в Краснодар. Мужчина уточняет: тогда в южный город, где жили бабушка и дедушка, уехали вместе со всеми родственниками.
За 20 лет жизнь в Краснодарском крае, кажется, наладилась и устоялась. Но Роман понял, что хочет вернуться в родные края. И непременно заняться своим делом. Подумал о том, чтобы разводить цветы — по примеру сестры, у которой свой цветочный бизнес.
— Сестра выращивает разные виды: у неё, кроме пионов, и лилии, и нарциссы. Мне же почему-то ближе оказались именно пионы. Сложно объяснить, почему. Так или иначе, я закупил первую партию корней и посадил их на участке.
Роман «взял в разработку» 11 сортов. Перечисляет: это насыщенный, отдающий закатом Корал Сансет и, чуть бледнее, но с таким же очарованием, — Корал Чарм, яркожёлтый Лемон Шифон, белоснежные Фестива Максима и Дюшес де Немур, нежно-розовая Жемчужина и с холодным оттенком розового Эдулис Суперба, пушистая розоватая Сара Бернар и цвета фуксии Канзас, а ещё — насыщенно-вишнёвый Олд Фейтфул и яркий Комманд Перфоманс, чьи цветки достигают более 23 сантиметров в диаметре!
У каждого сорта свой срок созревания, свои внешние особенности и, как замечает Роман, разные коммерческие свойства. К примеру, сорт Сара Бернар считается успешным именно с точки зрения продажи: эти пионы дольше остальных сохраняют свежесть в вазе. Своим любимым сортом цветовод называет Лемон Шифон.
Роман уточняет: вести разговор о коммерческой реализации пионов стоит только на третий год роста. Первые два необходимы для закрепления и развития корневой системы. Так, в первый год рекомендуется убирать бутоны, чтобы растение не отдавало ресурсы для дальнейшего развития в цветки. На второй год на каждом кусте можно оставить по паре цветков.
В этом году малый урожай порадовал самого Романа и его близких, а также пошёл на различные эксперименты. Показывая фото, он уточняет: оборудовал холодильную камеру, чтобы изучить, как поведут себя цветы разных сортов при хранении и какой результат покажут после охлаждения.
— Первый год я работал на участке один. Но меня очень поддерживал мой друг детства Николай. Мы дружим больше 35 лет, и он был первым, кто помог мне обустроиться, когда я только вернулся в Тамбов. Дружескую поддержку Николай оказал и по некоторым моментам в части цветоводства. А в этом году ко мне на помощь приехала мама. В силу возраста и здоровья она, конечно, не может наравне со мной работать на земле. Но мне больше важна именно моральная поддержка, понимание, что я не один. А ещё мама пробует собирать букеты. Получается красиво. Из урожая этого года мы несколько раз делали букеты для подарков: знакомые узнают, что мы выращиваем пионы, и обращаются. Знаю, что один из букетов девушка заказывала в подарок для своей мамы — из нежно-белых цветов, а ещё один букет, из 51 пиона, мужчина заказал своей супруге на юбилей, — делится цветовод.
Роман уточняет: в следующем году он планирует вплотную заняться коммерческой составляющей своего дела. Оформить ИП и, возможно, нанять сотрудников в помощь. Замечает: цветоводство для него — это изначально история не про прибыль, а про любимое хобби, которое всё же хочется монетизировать.
— Когда удаётся зарабатывать тем, что ты любишь делать — считай, что жизнь удалась. И обрести такое дело можно в любом возрасте. Сразу скажу, что цветоводство довольно затратно. К примеру, один корень пиона стоит около тысячи рублей, поэтому, конечно, после оформления своего юридического статуса я буду искать возможности получения поддержки от государства. Знаю, что сегодня действуют различные грантовые программы, — рассказывает цветовод Роман Колесенков.
В дальнейшем он планирует обустроить теплицу и, возможно, расширить участок за счёт приобретения дополнительной земли.
Сегодня на участке у начинающего цветовода — около 2 тысяч пионовых кустов. Несмотря на пришедшее межсезонье, работа не прекращается.
— Активный период цветения у пионов завершается в конце июня. Вообще, их нередко называют «ленивыми» цветами, они считаются очень неприхотливыми по уходу и условиям: к примеру, могут выдержать довольно низкие температуры — главное, чтобы заморозки не ударили в период бутонизации. Но, тем не менее, и после цветения нужно ухаживать за кустами, — говорит Роман.
Мужчина замечает: занимаясь на участке, нередко разговаривает с цветами. Просит их расти, цвести, не болеть. Роман убеждён: растения — это живые существа, и они на энергетическом уровне понимают заботу, посвоему воспринимают сказанное, впитывая не только воду и полезные вещества удобрений, но и человеческие эмоции.
— Когда я решил вернуться в Тамбов, многие знакомые отговаривали. Но я уверен, что сделал правильный выбор. Здесь я нашёл дело, которое мне интересно, которое мне хочется развивать. Пожалуй, сейчас я живу свою лучшую жизнь. Я с радостью просыпаюсь на рассвете, чтобы скорее пойти на огород к цветам. И, к слову, вслед за мной и мамой о возвращении на малую родину подумывает и сестра. Любой регион — это люди, которые что-то создают, делая мир вокруг себя лучше, — говорит цветовод Роман Колесенков