В Тамбовской области это направление развивается с 2013 года. Занимаясь с тренерами спортивно-адаптивной школы на базе велоклуба «Спартак», спортсмены достойно представляют регион на соревнованиях. Ежегодно гонки проходят и в Тамбове, предоставляя возможность показать себя на дистанции велосипедистам из многих регионов.
В тандеме участвуют как тотально незрячие спортсмены, так и люди с серьёзными нарушениями зрения. И если спортсмен с остаточным зрением может самостоятельно освоить велосипед, то при обучении «тотальника» ключевую роль играет тренер.
— Основа тренировок в этом случае — это, конечно, работа на станке. Выработка скорости, выносливости. Прежде всего нужно, как мы говорим, накатать километраж, — говорит тренер спортивно-адаптивной школы Марина Осипова.
При формировании пары в тандеме имеют значение опыт каждого спортсмена, их рост и вес. Идеальным считается соотношение, при котором спортсмен легче пилота на пару килограммов. Пилот, являясь главным в тандеме, будто «ведёт» спортсмена за собой, что, впрочем, не умаляет роли спортсмена в достижении общей цели — прохождении дистанции с наибольшей скоростью за наименьшее время.
— Сказать, что кто-то один из пары вносит больший вклад в победу, нельзя. В тандем-шоссе, как в шахматах, важно продумать тактику, правильно распределить силы, увидеть ситуацию изнутри гонки. Пилот видит это всё и даёт соответствующие команды. Основная задача спортсмена — поддерживать скорость, ведь если спортсмен не будет, как мы говорим, крутить, то пилот один ничего не сделает. В этом спорте важно взаимодействие и взаимопонимание, — поясняет нюансы Марина Осипова.
У Алексея Пикалина и Сергея Попова на двоих почти 30 лет «велостажа». Сергей — ведущий пилот, «руль» и «мозг» пары, Алексей — спортсмен или, как их ещё называют в тандеме, «мотор».
Алексей пришёл в велоспорт семь лет назад, до этого занимался лёгкой атлетикой. Уточняет: поначалу занимался в другом велоклубе, а в «Спартаке» значительно вырос как спортсмен, выполнил норматив мастера спорта. В велоспорте молодого человека привлекает та самая скорость. Показывая видео с осенней гонки, Алексей поясняет: на поворотах тандем едет не меньше 40 километров в час, а на прямой трассе скорость развивается куда выше.
— У меня зрение очень слабое, без очков почти ничего не вижу. Но кроме тандема катаюсь и на обычном велосипеде. Для меня одиночные заезды — как дополнительная тренировка, — рассказывает Алексей Пикалин. — Хотя соратники по велоклубу и подшучивают, мол, «ты все кочки собираешь», на ровных трассах я катаюсь. Даже в соревнованиях участвую. А вот маунтинбайк для меня, конечно, недостижим.
Сергей же, напротив, выбрал основным для себя направлением маунтинбайк. Бороздить бездорожье на горном велосипеде для него привычнее шоссейных гонок. На велосипеде он с детства, в велосекцию пришёл в школьные годы. В своём направлении Сергей Попов — обладатель множества наград соревнований уровня Черноземья и России, участник большинства российских стартов по маунтинбайку. В тандеме выступает меньше пяти лет.
Алексей и Сергей катаются вместе с прошлого года. Сергей уточняет: раньше, с другим спортсменом, ему не удавалось достичь высот в тандем-шоссе. В паре с Алексеем Пикалиным в 2021 году они выиграли Кубок России. Ребята замечают: «скататься» им удалось довольно быстро.
Тренер Марина Осипова говорит, что со стороны управление тандемом выглядит простым. На самом деле, чтобы слаженно ехать, держать скорость и добиваться спортивных результатов, кроме физической подготовки каждого из участников тандема важна полная согласованность действий:
— Тандем длиннее и тяжелее обычного велосипеда, но при этом рассчитан на управление сразу двумя «наездниками». Все движения в паре должны быть синхронны. Любая несогласованность грозит падением.
Вместе спортсмен и пилот крутят педали, вместе замедляются. Оценивая ситуацию внутри гонки, пилот, как правило, подаёт сидящему сзади спортсмену команды. Но согласованность касается не только чисто спортивных моментов. К примеру, если спортсмен хочет дотянуться до фляжки с водой, он должен предупредить об этом пилота.
— В нашей паре нам проще — Алексей видит. В тандеме, где спортсмен тотально незрячий, пилот и спортсмен больше зависят друг от друга, — говорит Сергей Попов.
Марина Осипова замечает: как ни странно, но взаимопонимание и взаимодействие, как правило, выше в тандеме с тотально незрячим спортсменом. В таких парах «тотальник» полностью зависит от своего пилота. В прошлом Марина Артуровна выступала в тандеме с тотально незрячей спортсменкой Эммой Полушкиной. Этот опыт многому её научил.
— С Эммой мы были вместе не только на соревнованиях. Мы вместе тренировались, вместе разделяли даже бытовые вопросы. Перед тренировкой я заезжала за ней домой, мы вместе добирались до базы. В таких тандемах совсем другой уровень доверия и взаимной ответственности, — говорит Марина Осипова.
Велоспорт — всесезонный. Когда позволяет погода, важно кататься даже зимой. Сезон активных стартов начинается рано: первые серьёзные соревнования проходят уже в первых числах мая. Правда, в мартовскую слякоть тренироваться на улице не всегда комфортно, здесь выручает станок. И ребята, используя любую возможность, тренируются, готовясь к сезону. Чтобы вновь и вновь показывать, что тандем-шоссе спорт слепых — спорт сильных, умеющих понимать друг друга людей.