Лента новостей
Статья17 ноября 2022, 12:04

«Критичны лишние 100 граммов»: тамбовский тренер рассказал, чем приходится жертвовать художественным гимнастам ради красоты выступлений

По словам тренера Ирины Рогули, выступления художественных гимнастов сродни мини-спектаклю, успех которого зависит от совместной и зачастую нелёгкой работы тренера и спортсмена.

«Критичны лишние 100 граммов»: тамбовский тренер рассказал, чем приходится жертвовать художественным гимнастам ради красоты выступлений
Фото: из архива Ирины Рогули

Гимнастика сегодня

Художественная гимнастика — спорт красивый, но довольно жёсткий. В первую очередь, суров он своими правилами.

— Правил очень много. Самое главное — запрещено выходить за пределы площадки во время выступления. Также нельзя заканчивать упражнение позже музыки или пока она ещё играет. Всё это оборачивается сбавками баллов, — рассказывает Ирина Рогуля.

Заниматься гимнастикой можно с 4 лет. Сама Ирина, тренер по художественной гимнастике из спортивной школы № 1 города Тамбова, начала заниматься в шестилетнем возрасте в качестве обычного хобби. Признаётся, что никогда не думала о том, чтобы тренерствовать, но, когда жизнь подкинула такой шанс, отказываться не стала.

— Гимнастика «засасывает». Если ты попал в неё, то больше из этого не вылезешь, — говорит Ирина. — И с 2006 года я стабильно тренирую деток.

До этого на несколько лет Ирина со спортом завязывала: появились дети, которые требовали всё внимание мамы. Когда сыновья подросли, Ирина приняла решение вновь влиться в спортивную жизнь.

«Критичны лишние 100 граммов»: тамбовский тренер рассказал, чем приходится жертвовать художественным гимнастам ради красоты выступлений
Фото: из архива Ирины Рогули
— Вспоминать, конечно, многое после перерыва пришлось, — рассказывает она. — Гимнастика же развивается с каждым годом. То, что делали мы, и то, что делают сейчас дети, — это небо и земля. Они выполняют какие-то нереальные вещи.

Особенно много для тамбовской художественной гимнастики, по словам Ирины, сделал заслуженный тренер России Михаил Первых — хореограф сборной России по художественной гимнастике, воспитавший 12 чемпионок мира и Европы и семь олимпийских чемпионок, первой из которых стала заслуженный мастер спорта Алина Кабаева.

— Он очень много дал мне и моей команде. Он знает наших деток, бывает здесь и проводит интенсивы. Мы многое почерпнули от него, — говорит Ирина Рогуля.

А чтобы делать сложные движения и умело их комбинировать, спортсмену нужно приложить максимум усилий на тренировках.

Сейчас под руководством Ирины Рогули тренируется шесть групп, это более сотни девочек. Многие из них в этом месяце пришли на занятия впервые, и пока главная задача Ирины как тренера — не наседать на детей, а как можно сильнее заинтересовать.

— С новичками занимаюсь в щадящем режиме, ведь главное заинтересовать ребёнка, особенно если девочка пришла талантливая. Талантливых видно сразу. Это выражается, прежде всего, в физических данных и в характере. Я с первых занятий буквально по глазам вижу, насколько девочка контактная, есть ли у неё спортивная хватка, насколько она старательная и упорная. Талантливых детей много, и им надо помогать раскрываться, — говорит тренер.

Спортивную хватку, трудолюбие и усердие Ирина называет главными качествами для спортсменки, ведь без них девочка просто не сможет выдерживать тренировки. Отсев в художественной гимнастике идёт большой.

— Глаза загораются у многих, пока они не поймут, что спорт — большой труд и даже ущемление себя в чём-то. Например, спортсменкам нельзя есть мучное. До 18 лет они фактически на диете, особенно если есть предрасположенность к полноте. Для нас лишний вес — целая проблема. Каждые 100 лишних граммов критичны, потому что это как минимум травмоопасно, так как влияет на суставы. И если девочка не готова к таким жертвам, то, конечно, она не будет больше ходить на занятия, — объясняет Ирина Рогуля.

После двух лет обучения, когда дети уже точно знают, что хотят и могут заниматься дальше, наставничество становится строже, но даже с опытными спортсменками, уверена Ирина, нужно соблюдать золотую середину и не допускать перегибов как в сторону давления, так и в сторону мягкости.

Уметь всё

Когда тренировки завершены, наступает время выходить на ковёр и показывать судьям мастерство владения своим телом. Выступление спортсменов жюри оценивает по нескольким критериям.

«Критичны лишние 100 граммов»: тамбовский тренер рассказал, чем приходится жертвовать художественным гимнастам ради красоты выступлений
Фото: из архива Ирины Рогули

Конечно же, первым делом смотрят на технику движений. Судьи оценивают гибкость спортсмена, умение держать равновесие, делать зрелищные прыжки, пируэты, повороты. Далее внимание переключается на мастерство владения предметом. Оно оценивается по двум направлениям: непосредственно умение выполнять с предметом разные трюки и так называемые «риски», когда спортсмен подбрасывает предмет и делает под ним вращательные движения. Минимум — два движения, вертикальных или горизонтальных.

Основными предметами в художественной гимнастике являются скакалка, обруч, мяч, булавы и лента. Первые два года малыши выступают без них, затем осваивают один предмет, потом два на выбор, и так по нарастающей.

— Ленту, как правило, спортсменки выбирают самой последней: она красивая, безусловно, но с ней сложно обращаться, так как она может запутываться в узлы, — объясняет Ирина Рогуля. — Выступления с лентой для спортсменки становятся обязательными с уровня владения четырьмя предметами.

Самой же Ирине больше всего нравится мяч.

Кроме того, для гимнаста важен артистизм. По словам Ирины, умение выражать лицом и телом чувства и музыку судятся строже всего.

— Гимнастка должна выразить музыку всем своим движением, при этом работая с предметом, с рисками и с мастерством. Если музыка весёлая и яркая — на лице спортсменки должна быть улыбка, а если грустная — нужно её пережить и тоже показать это. Это целый мини-спектакль, — говорит тренер.

Ирина отмечает, что в России много тренеров, которые могут грамотно поставить композицию выступления, чтобы она читалась. В каком-то смысле тренер должен быть ещё и режиссёром.

Гимнастика сложна и в каких-то моментах может быть беспощадна, но из этого вытекает несколько плюсов. Ирина Рогуля считает, что благодаря занятиям дети становятся более собранными, дисциплинированными и ответственными. Кроме того, гимнастика — база всех видов спорта, и если девочке захочется перейти в другое направление, благодаря гимнастике она сделает это без каких-либо трудностей.

— Вообще, художественная гимнастика для девочки — самый подходящий вид спорта, потому что он гармонично и всесторонне развивает человека, — подытоживает Ирина.
Автор:Ольга Мещерякова