Из спортзала раздаётся звон шпаги, перенося всех, кто в этот момент оказался рядом, из высокотехнологичного XXI века на несколько столетий назад. Руководитель студии фехтования «Добрый клинок», базирующейся в ДК «Знамя труда» в Тамбове, Павел Кобзев уточняет: в общем смысле фехтование — это искусство боя клинковым оружием. Участники студии ориентируются на эпоху XIX века, взяв за основу дуэльное фехтование или направление НЕМА (аббревиатура от англоязычного словосочетания, в переводе — Исторические европейские боевые искусства), которым в совершенстве владели, к примеру, офицеры армии Российской империи или европейские аристократы.
Тренер уточняет, что идея НЕМА — воссоздание традиционных европейских систем фехтования с ориентацией на старинные пособия. Дуэльное фехтование, говоря простым языком, более «лайтовая» версия НЕМА. Здесь следование конкретному источнику необязательно. Кроме того, бойцы используют современную защитную экипировку: к примеру, помимо обязательной маски-шлема — массивные наколеннки и налокотники.
История студии уходит корнями в уже, кажется, далёкие 1990-е. Правда, в то время участники объединения увлекались больше не фехтовальным искусством, а, скорее, реконструкцией. Позже тогдашний руководитель студии Денис Селюн ушёл в спортивное направление, а ролевики-толкиенисты отделились, оставив акцент на историческом соответствии костюмов и оружия представляемой эпохе.
— Денис заинтересовался технической стороной вопроса. Занимался в секции славянского рукопашного боя, а после вышел на олимпийского тренера по фехтованию Кирилла Кандата и в 2012 году даже организовал в Тамбове мастер-класс от Кирилла Орестовича, пригласил одноклубников. Из участников мастер-класса в итоге регулярные тренировки в клубе продолжили человек пять. Значительная часть отсеялась, поняв, что фехтование — это больше не про историю, а про кропотливую физическую работу. У реконструкторов работа тоже серьёзная, но именно в сторону соответствия костюма — подобрать ткань, выверить все швы, детали... — говорит Павел Кобзев.
Павел пришёл в студию около пяти лет назад. Вскоре началась пандемия, когда проводить регулярные тренировки в зале было проблематично. А ещё через пару лет Денис Селюн и вовсе отстранился от студии. Павел тогда решил, что бросать начатое — не дело, и стал возрождать «Добрый клинок».
Создал страницу в соцсети и развивал её. Так постепенно подтянулись и другие заинтересовавшиеся искусством фехтования тамбовчане. В общей сложности за пару лет через студию прошли больше 20 человек. Сегодняшний «костяк» — около 10 человек, кто посещают практически каждую тренировку, участвуют в соревнованиях.
Так говорит Павел о тренировочном процессе, уточняя: на первом занятии для новичков тренер старается показать всё самое интересное, максимально широкий спектр техник. А дальше начинается фокусировка на отдельных моментах. Первые пару месяцев спортсмен учится... ходить.
Заметив моё недоумение, тренер поясняет, что у фехтовальщика особая стойка, которая для человеческого организма противоестественна. Поэтому время уходит на «приучение» тела к нужному для тренировок и боя положение. При выполнении шагов, которые в соревновательном бою должны быть довольно быстрыми, спортсмен движется как вперёд, так и назад, спиной: либо «наступая», либо «отступая» от соперника. К шагам постепенно добавляются и другие элементы: к примеру, махи клинком либо выставление защиты.
Упражнения с группой отрабатывает один из опытных студийцев, Максим Мещеряков. «Наступает» или «отступает» от спортсменов, наблюдая за синхронностью и чёткостью отработки техники. Максим вместе с супругой Кариной пришёл в студию почти полтора года назад. Замечает, что они давно интересуются историей и реконструкцией и, узнав, что есть секция, практикующая дуэльное фехтование, решили «заглянуть в гости». И остались.
— Конкретно в дуэльном фехтовании меня привлекает то, что это не чистый спорт и не чистая реконструкция — скорее, эдакий гибрид направлений. Тем не менее, проводятся соревнования и есть конкуренция, мотивирующая достигать лучших результатов, — говорит Максим Мещеряков.
Любовь к истории привела в студию и Павла Мамонтова, больше года назад. Молодому человеку всегда было интересно понять, что же такое боевое искусство без условностей. И направление НЕМА даёт такую возможность: за счёт экипировки и инвентаря практически доподлинно узнать, как сражались наши предки, создать именно тот рисунок боя, который даёт клинковое оружие.
Орудие фехтовальщика — меч или военная сабля. Максимальный вес тренировочного инвентаря — около 1,2 килограмма, минимальный для девушек — от 750 граммов, для мужчин — на 100 граммов потяжелее. Меч на конце не заострён, как у исторических боевых образцов, а чуть изогнут. Тем не менее, для спортсмена обязательны элементы защиты в костюме.
Помимо наколенников и налокотников — напашник и грудной щиток, горжет для защиты горла. К слову, оценка эффективности боя на соревнованиях ведётся, в отличие от классического олимпийского фехтования, не по звуковому сигналу, а визуально.
— Сейчас мы как раз готовимся к соревнованиям. В марте в Воронеже пройдёт турнир по командному зачёту. То есть участвуют не отдельные фехтовальщики, а именно команды по три человека. Насколько я знаю, соревнований такого плана больше нигде в России не проводится, — говорит Павел Кобзев. — Надеюсь, что покажем себя достойно. Впрочем, независимо от результата, всегда есть, что показать и чему поучиться у соперников.