Лента новостей
Культура28 мая 2022, 13:27

Забытые авторы: краевед Александр Чернов — об именах известных и неизвестных тамбовских писателей и поэтов

Многие яркие мастера пера, творившие ранее на Тамбовщине, забылись, но так было не всегда, просто у каждого времени — свои лидеры поэзии. Так, вычеркнуто из истории имя баронессы, революционерки и поэтессы Анастасии Ховен.

Забытые авторы: краевед Александр Чернов — об именах известных и неизвестных тамбовских писателей и поэтов
Фото: Алексей Бучнев

Писавший под псевдонимом «Гейне из Тамбова» Пётр Вейнберг, известный в России писатель в 90-х годах XIX века Евгений Салиас-де-Турнемир, поэтесса и революционерка Анастасия Ховен, а также Евгений Боратынский, Николай Вирта, Мария Румянцева, Александр Стрыгин и многие другие. Имена этих тамбовских писателей и поэтов звучат сегодня не так часто, и упоминаются разве что в справочной литературе. Краевед Александр Чернов говорит: многие яркие мастера пера, творившие ранее здесь, забылись, но так было не всегда, просто у каждого времени — свои лидеры поэзии.

Любовь к поэзии и артистизму

— Когда начинаешь заниматься краеведением, изучаешь архивные материалы и подшивки старых газет, то выясняется, как много интересных, творчески сильных поэтов и писателей жили на Тамбовщине. Но зачастую нам известны либо современники, либо классики, а ведь и таких авторов никак нельзя вычёркивать. Эту несправедливость захотелось исправить. Одну из книг — «Журавли» (12+) — посвятил творчеству тамбовской баронессы, революционерки и поэтессы Анастасии Ховен, — рассказывает краевед, писатель, почётный председатель регионального краеведческого объединения «Исток», член Международной ассоциации писателей Александр Чернов.

На фоне забытых и полузабытых тамбовских мастеров поэзии, как поясняет Александр Чернов, имя Анастасии Ховен вычеркнуто полностью из истории. Родилась она в семье Щербачёвых в 1874 году. Дворяне Щербачёвы были далеко не бедными людьми. В архиве встречаются документы о титулярном советнике Сергее Григорьевиче Щербачёве, имевшем в 1909 году под Малой Талинкой 362 десятины земли.

— Владение Щербачёвых располагалось по улице Тёплой и Набережной Тамбова. Об этом имеются сведения о регистрации гражданских недвижимых имуществ по Тамбову за 1913 год. Владелицей дома являлась мать поэтессы, Вера Ивановна Щербачёва. Чертежей дома не сохранилось, но известно, что был он одноэтажный деревянный, имелось в нём пять печей. Дом этот располагался напротив школы № 8, в которую я ходил в послевоенные годы. Позже там размещались хозяйственные службы завода «Комсомолец», — поясняет Александр Чернов.

Анастасия училась в тамбовском Александринском институте благородных девиц. К 25-летию деятельности начальницы института Ольги Зеланд ученица Анастасия Щербачёва написала стихотворение. Очевидно, преподаватели русской словесности и пробудили в ней эту любовь к поэзии.

Во время учёбы она познакомилась с известной в Тамбове семьёй Ховен, сыгравшей в её судьбе важную роль. Николай Ховен стал в дальнейшем супругом Анастасии. Он был потомственным офицером, познакомились молодые люди в 90-х годах XIX века.

По окончании в 1891 году института благородных девиц Анастасия, склонная к артистизму, успешно играла на тамбовской сцене в любительских спектаклях. О её жизни после окончания института известно мало, да и то из изложения в газете судебного процесса её бывшего мужа, с которым она уже рассталась.

 

Краевед, писатель, почётный председатель регионального краеведческого объединения «Исток», член Международной ассоциации писателей Александр Чернов.
Краевед, писатель, почётный председатель регионального краеведческого объединения «Исток», член Международной ассоциации писателей Александр Чернов.

Талантливый творец

В 1905 году Анастасия Ховен пыталась открыть в Тамбове свою собственную типографию. Но получила отказ, поскольку полиция докладывала губернатору: «Департамент полиции уведомляет Ваше Превосходительство, что баронесса Анастасия Андреевна фон-дер-Ховен замечена в сношениях с руководителями местной социал-демократической партии, и хотя преступный характер этих сношений формальным порядком не установлен, тем не менее, разрешение ей открыть в Тамбове типографию, которая по всем вероятностям предназначается для служения целям названной партии, представляется нежеланным».

— У талантливых творцов бывает так, что беды общества и их личные несчастья, налагаясь друг на друга, способствуют созданию впечатляющих произведений. Так случилось, что Анастасия разошлась с мужем-немцем перед началом войны с Германией. И её стихи и публицистика получили особую эмоциональную окраску, были очень убедительны.

Мне кажется теперь, что даже росы мая 
Рубинами падут на нивы и поля…
И кровь пролитую, как мстительница злая,
С насмешкой нам отдаст уставшая земля.

Книга «Журавли», посвящённая творчеству тамбовской баронессы, революционерки и поэтессы Анастасии Ховен.
Книга «Журавли», посвящённая творчеству тамбовской баронессы, революционерки и поэтессы Анастасии Ховен.

Дальнейшая судьба неизвестна

Анастасия Ховен работала в газетах Вадима Подбельского — советского государственного и партийного деятеля. В 1911 году он организовал в Тамбове типографию и печатал в ней газету «Тамбовские отклики». Большинство материалов для издания были написаны ею и Вадимом Николаевичем. Малочисленность амбициозной редакции заставляла использовать псевдонимы.

— Говоря о редакции газет Подбельского (было четыре газеты, приходившие на смену друг другу), необходимо отметить, она характеризовалась, несмотря на малочисленность, большой энергией и при этом хорошим вкусом. Рядом со стихами Ховен порой соседствовали перепечатанные из других газет военные очерки Валерия Брюсова и юморески Аркадия Аверченко.

Среди множества стихотворений Анастасии Андреевны о вечном были и о сиюминутном, на злобу дня. Таково, например, «Журавли», вышедшее в декабре 1914 года. К стихотворению шло короткое дополнение: «Замечено, что перелётные птицы в западном крае вернулись с перелёта обратно, вероятно, испуганные стрельбой (из газет)». Завершается оно следующими строками:

Не к далёкой и радостной цели,
А на полночь летят журавли,
Повернули навстречу метели,
Грудью на-ветер крепко легли…
Испугалися вольные птицы 
Непривычных и страшных полей…
И обратно летят вереницы 
Обречённых на смерть журавлей.

После отъезда Подбельского из Тамбова перестала публиковаться и Ховен. В загадочной судьбе поэтессы появляется очередное «белое пятно». Назревала революция, и Анастасия Андреевна с головой ушла в политику: она остро ощущала чужую боль и несправедливость, вовсе не думая о карьере или собственных выгодах.

— Анастасия Андреевна была прямым человеком. Поэтому редактируемые ею тамбовские «Известия» очень резко высказывались о большевиках. После взятия Иваном Гавриловым с большевиками земской типографии вышла газета «Голос Социал-Демократа» от 11-24 февраля 1918 года. Гаврилов вписан в новейшую историю Тамбова как «первый редактор» послереволюционного периода. Есть и премия имени «первого редактора Гаврилова». Можно, конечно, возразить, что первым редактором газеты нового времени была Анастасия Ховен, но и она сменила на этом посту солдата Антропова, правда, проработавшего недолго, — уточняет Александр Чернов.

…Дальнейшая судьба Ховен неизвестна. Скорее всего, покинув Тамбов, в трагических скитаниях она и погибла. Фотографий Анастасии Андреевны не сохранилось.

Автор:Елена Гридчина