Творческие связи нашего Молодёжного театра за время его недолгого по историческим меркам существования стали настолько обширны, что гостями его сцены становятся артисты самых известных театральных коллективов страны. Ну а с художественной мастерской ГИТИСа у театра давняя дружба, и для будущих мастеров из самого именитого театрального вуза страны выступление перед тамбовскими зрителями представляется непростым экзаменом. Тем более, если для этого берётся такой непростой материал как пьеса американского драматурга Теннеси Уильямса.
Наверно, любой театр дружит с коллективами, если между ними складывается некая духовная связь. И она видна невооружённым глазом в спектаклях и ГИТИСа, и Тамбовского молодёжного театра, где труппа выступает коллективной личностью. Но при этом каждый актёр может показать свою индивидуальность, и это с успехом удалось нашим гостям.
Казалось бы, что общего между нынешней повседневностью в нашей стране и жизнью простых людей в послевоенной Америке, чему в основном и посвящены произведения Уильямса. Но отношения между людьми, их чувства и переживания оказываются невероятно схожими, потому что люди — везде люди. И проблемы всё равно одни и те же: как найти своё место в жизни, своё счастье, свою любовь, что и является счастьем для человека. Это совсем невесёлые истории, хотя в них хватает и юмора, и иронии. Но от этого они производят ещё более сильные впечатления.
Именно это и удалось передать актёрам в спектакле по пьесе «Стеклянный зверинец». Провинциальная семья, в которой совсем не избалованная жизнью, но не теряющая оптимизма мать пытается направить своих детей в только ей известное правильное русло. Что вполне укладывается в рамки вечной «американской мечты». Вот только сыну Тому жутко не нравится его работа в обувном магазине, и он находит отдушину — ежевечернее посещение кинотеатра. А дочь Лаура, которая хромает из-за перенесённой в детстве болезни, никак не может преодолеть свои комплексы и наглухо замыкается в себе.
Она уходит от опостылевшей действительности с помощью коллекции стеклянных зверюшек, что хранит у себя на полке. А мать искренне пытается наладить её личную жизнь, упросив Тома пригласить на обед его приятеля Джима в иллюзорной надежде на возможное чувство. И вроде всё поначалу хорошо — и обед удался, и у Лауры возникает повод уединиться с Джимом. А воплощением искренности чувств становится тот самый хрустальный зверинец, где среди банальных лошадок есть сказочный единорог.
В открытое окно доносится музыка из соседнего ресторана, Джим с Лаурой танцуют и кажется, что счастье уже близко, но… стеклянный единорог, случайно задетый неловким движением, падает и отколовшийся рог превращает его в такое же банальное животное, как и все другие.
И это не просто фигурка раскалывается, а раскалывается иллюзия счастья. Потому что Джим, растроганный искренностью девушки, вынужден признаться, что у него есть невеста и он уже сейчас должен идти встречать её на вокзал. Такое вот обыденное и неизбежное разочарование, похоронившее надежду.
В спектакле нет хеппи-энда. Упрёки матери становятся для Тома последней каплей, и он уезжает из родного дома и опостылевшего городка навстречу киношным грёзам Голливуда. Нашёл ли он своё счастье, неизвестно, но в воспоминаниях всё равно остался и городок, и сестра, которую он больше никогда не видел.
Актёры не пытаются разыгрывать на сцене трагедию, наоборот, все сцены спектакля динамичны, диалоги полны остроумия и юмора на фоне романтичной музыки Фрэнка Синатры и Стинга. Но от этого трагедия происходящего ставится только острее, что нельзя было не почувствовать по реакции зала.
Растроганные зрители долго не отпускали актёров со сцены несмолкающими аплодисментами, и это было не только благодарностью за игру, но и за неожиданную возможность задуматься о себе, о своих поступках и иллюзиях.
— Такие гастроли, расширяя творческое взаимодействие между театральными коллективами и давая возможность нового творческого опыта, превращают театр в место формирования философии жизни. Ведь даже после спектакля с самым трагическим финалом зритель получает шанс переосмыслить себя, — считает директор Тамбовского молодёжного тетра Валерий Беляев.
Театр, к сожалению, не отвечает на вопросы жизни. Но он их ставит, заставляя искать ответы нас самих. К счастью…