Впервые творческая площадка открылась в рамках фестиваля «Виват, театр!» ещё в 2020 году. С того времени в ней принимают участие тамбовские драматурги, которые читают собственные произведения. На заключительной в этом сезоне встрече драму «Прощение вместо прощания» (6+) прочла журналист, поэт и драматург Елена Луканкина.
Действие пьесы происходит в мистическом поезде, где главными действующими лицами становятся дети — мальчики Петя и Серёжа. Драма задаёт важные бытийные вопросы и посвящена теме прощения и памяти.
Заслуженный работник культуры, кандидат филологических наук, заведующая литературной частью Тамбовского молодёжного театра Александра Кальницкая, во время обсуждения пьесы, отметила, что многие писатели пытались и пытаются изобразить потусторонний мир и связь человека с ним. В связи с чем поинтересовалась, как же автору получилось подойти к непростой теме?
— Пьеса написана в 2008 году, в электричке... Казалось бы: в поезде едут два ребёнка, шутят, играют и строят планы на жизнь. Звучит тема детства. Но вместе с тем — после прочтения — возникают такие тонкие, душевные вибрации, которые можно почувствовать, только став взрослее. Что это? А это боль утраты! Это умение прощать! Потому что прощать мы можем, только когда становимся мудрее, когда многое потеряли, пострадали, когда внутри нас произошёл поворот винта, — прокомментировала Елена Луканкина.
Один из зрителей подчеркнул, что автору удалось погрузить собравшихся в мистическую и таинственную атмосферу драмы. Среди многочисленных плюсов работы, отмечен образ ручья, который служит некой гранью между этим миром и миром загробным.
— В драме много сентиментальности и трогательности. Временами поднимались важные, уточню, лично для меня, темы. История детей и родителей, матери и ребёнка — это всегда волнительно для каждого из нас. Чем старше становимся, тем чаще возвращаемся в воспоминания о детстве, и тем яснее подходим к разрешению вопросов из прошлого, — прозвучало от зрителя. — Изображение потустороннего мира — задача сложная, но автору это удалось сделать удачно и ненавязчиво. Что касается постановки спектакля, то драма может и должна жить на сцене, причём на камерной.
Александра Кальницкая высказалась, что пьеса идеально подходит для чтения, поскольку постановка на сцене может некоторые образы сделать более сложными и грубыми.
— Есть очень талантливые вещи, есть сильные режиссёры, которым бы удались экранизации. Но выносить всё в фильм, в спектакль, порой, не стоит. В таком случае получится совершенно другое восприятие авторской работы, — высказалась Александра Кальницкая.
Обсуждая сценические решения, автор пьесы подчеркнула, что играть роли главных героев — мальчишек Пети и Серёжи — могут и взрослые актёры. Это распространённый приём в спектаклях, где акцент сосредоточен на одной детали, некой формальности, которая и будет интуитивно отсылать зрителя в детство.
— Помню решение мичуринского театра, где поезд показали с помощью света и перемещающихся конструкций. Это очень быстро погрузило в атмосферу движения по железной дороге. Поэтому может присутствовать и в таком варианте элемент движения... Так как в пьесе много «воздуха», то с помощью сценографии и современных театральных подходов можно интересно поставить пьесу, — подытожила Елена Луканкина.