Лента новостей
КультураСегодня, 12:03

Тамбовский молодежный театр готовит постановку по сказам Бажова

Над спектаклем работают режиссер Павел Попов и драматург Анна Михайлова.

Тамбовский молодежный театр готовит постановку по сказам Бажова
Фото: Тамбовский молодежный театр

Всего несколько страниц занимает в «Малахитовой шкатулке» Бажова история про сиротку Даренку и деда Кокованю, которые хотели увидеть волшебного козлика Серебряное копытце. Но среди множества сказов, составляющих книгу, это, как говорил сам автор, единственный сказ, написанный в детском тоне; светлая история, где есть волшебство, обаятельные герои и дивный певучий язык.

О том, «как все началось» 

«Следует отметить, что сказ — это совершенно особый жанр литературы. В отличие от сказки, которая происходит «в некотором царстве, в некотором государстве», сказ имеет реальную основу, действие происходит в конкретном месте. Можно сказать, что Павел Бажов выстроил своеобразный авторский эпос об Урале. Также, в традициях повествовательного фольклора, автор стремился к созданию целых циклов сказов, где действуют одни и те же герои и можно проследить их судьбу: в одних историях персонажи являются главными действующими лицами, а в других лишь упоминаются в разговорах. Так выстраивается человеческий мир с непростыми судьбами героев, их тяготами, бедами да небольшими радостями, который незаметно граничит с фантастическими владениями Хозяйки Медной горы, бабки Синюшки, Великого Полоза…».

Это не захватывающая лекция, а режиссер Павел Попов рассказывает, как шла работа над инсценировкой сказки, спектакль по которой станет главным событием новогодних праздников в Тамбовском молодежном театре.

Над инсценировкой работала Анна Михайлова, она внимательно перечитала всю «Малахитовую шкатулку», выбрала самые интересные сказы, самых ярких персонажей.

— Мы представили себе это пространство вокруг Полевского завода и «бродили» по тропам поселения, встречаясь с героями сказов, увлекая их за собой, а за героями уже тянулись и их истории. Но, конечно, мы следили за тем, чтобы сказ, взятый за основу, «Серебряной копытце», оставался главной сюжетной линией. Потому что это история прежде всего о чуде, (а не о получении богатства), история о необходимости всегда оставаться отзывчивым человеком, верить в мечту, любить природу. Как говорил сам автор: «Сказы ведь тоже не зря придуманы. Иные — в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди…». То есть в сказах есть всё: и урок, и совет, и надежда, — говорит Павел Попов.

Размышления режиссера открывают в коротенькой истории множество пластов, и становится понятно, почему она заинтересовала и художественного руководителя театра Виктора Федорова, и тандем режиссера Павла Попова и драматурга Анны Михайловой.

История рассказывает сама себя 

Историю про Серебряное копытце нельзя просто вынуть из «Малахитовой шкатулки», ведь там она читается в контексте других сказов. Однако сразу завораживает пространство сказа, уютное, реальное и вместе с тем таинственное, дающее возможность вслед за героями стать свидетелями и участниками путешествия, перехода от обыденного мира, где переплелись добро и зло, реальное и мифическое, к миру, где настоящим волшебством в итоге оказываются человеческие доброта, сострадание и любовь.

Перед режиссером и драматургом стояло немало интересных творческих задач, например, сохранить и передать специфику сказа как жанра. И одной из отличительных черт этого народно-поэтического повествования является наличие рассказчика. Кто же расскажет нам историю про «Серебряное копытце» в спектакле?

— Можно сказать, что история будет рассказывать сама себя. А как именно, раскрывать не стану — интереснее все увидеть своими глазами, — говорит режиссёр спектакля Павел Попов. — У нас густонаселенная пьеса, мы «пригласили» в наш сказ героев из других историй. Персонажи разные: хитрые, жадные, добрые, милые, обаятельные, смешные… Мир людей и существ, населяющих сказы Павла Бажова, многогранен, насыщен и очень интересен! Как и в жизни. Так что скучно не будет!
Тамбовский молодежный театр готовит постановку по сказам Бажова
Фото: Тамбовский молодежный театр

Сказочных дел мастера

Волшебную реальность сказов воссоздает на сцене художник Иван Ерофеев. Его отличное понимание театра и талант художника дают уверенность, что каждый костюм будет помогать лучше понять персонажа, а декорации окажутся не иллюстрациями, а соучастниками происходящего.

Премьера «Серебряного копытца» состоится в новогодние праздники, но это, конечно, не «ёлочный» спектакль. Его создатели намерены пригласить зрителей в настоящую зимнюю сказку, наполненную красотой, приключениями и волшебством. Во многом сказочная атмосфера будет создаваться звуковым оформлением — музыку к спектаклю пишет композитор Евгений Корабельников.

Музыки немного, но она очень важна. Композитор отлично понял замысел режиссера и музыкально воплотил его профессионально и, можно сказать, волшебно.

— Не перестаю удивляться, насколько точно Евгений Корабельников умеет улавливать сказочную суть! — делится режиссер.


Колорит и «особинки»

Сценическое воплощение уральских сказов поставило перед режиссером еще один интересный вопрос — стоит ли воспроизводить характерный говор. Дело в том, что его особенностью является очень быстрая речь… Было принято решение не использовать говор в спектакле, главным образом потому, что это может быть сложным для восприятия.

Однако уникальную певучую речь сказов бережно сохраняли. В произведениях Павла Бажова есть лексические особенности связанные главным образом с отступлением от литературных норм русского языка, свойственные диалекту и просторечию. Это обусловлено стремлением автора сохранить местный уральский колорит, дать речевую характеристику персонажам и создать речевую экспрессию текста.

— Мы очень бережно относились к языку, который создал Павел Бажов, старались сохранить стилистическую специфику текста, следовать природе жанра сказа. Да, это усложняет задачу артистам, но помогает в создании атмосферы, — говорит Павел Попов.

Волшебство, без которого немыслима сказка, тем более «зимняя», по определению нематериально. Воспроизвести его простыми материальными средствами театральной машинерии — задача непростая. И здесь свое слово скажет не только музыка, но и использование световой аппаратуры, и видеопроекции. Как полагается в сказке, в какой-то момент станет даже немножко страшно, а потом — так ведь часто бывает — смешно.

Покажется ли волшебный козлик Серебряное копытце Дарёнке, которая и сама становится подарком-даром в жизни одинокого Коковани? Откликнется ли на мечту маленькой девочки магический персонаж, услышит ли её, позволит ли случиться волшебству? Как бы там ни было, зритель сможет помочь любимым персонажам, распахнув и свои сердца красоте, доброте и надежде.

Автор:Ольга Новак