Лента новостей
Здравоохранение11 октября 2021, 12:33

В режиме дня школьника важно предусмотреть время для учёбы, спокойного отдыха и прогулок

Подъём, утренняя зарядка, водные процедуры... Завтрак, обед и ужин по расписанию. Уроки, прогулки, чтение и игры. Полноценный ночной сон. Режим дня для детей, особенно школьников, имеет важное значение.

В режиме дня школьника важно предусмотреть время для учёбы, спокойного отдыха и прогулок
Фото: Алексей Бучнев

Что же такое режим дня и почему его соблюдение так необходимо для правильного развития детского организма? Говорим об этом с заведующей Центром здоровья для детей Тамбовской городской детской поликлиники имени В.Н. Коваля Ириной Михалевич.

Всё успеть

Ирина Михалевич замечает: в переводе с французского «режим» означает «управление» — своим временем и, как следствие, здоровьем и жизнью.

— Режим дня можно определить как распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учётом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. Распорядок считается правильным, если в нём предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности в соответствии с гигиеническим регламентом, — говорит врач.

Среди основных компонентов режима дня школьника — учёба, отдых или игровая деятельность, питание, личная гигиена и достаточный сон, прогулки на свежем воздухе и работа по дому. При этом важно понимать, что выработке правильного режима дня способствуют и собственные биоритмы человека, и его жизнь в социуме. Говоря о детях, мы подразумеваем, к примеру, необходимость приходить на учёбу в определённое время, выполнять домашние задания, посещать занятия в спортивных секциях или творческих студиях.

— Особенно непростым может быть переход к школьному ритму у первоклассников. Здесь важно сделать плавный переход от привычного ранее режима, чтобы у ребёнка не было стресса, — говорит врач.
На фото: заведующая Центром здоровья для детей Ирина Михалевич
На фото: заведующая Центром здоровья для детей Ирина Михалевич

Важно постоянство

В основе режима, говоря научными терминами, лежит условно-рефлекторная деятельность, и со временем она приобретает характер динамического стереотипа. Иными словами, путём многократных повторений идёт выработка привычки. Совершая каждодневные действия по расписанию, мы приучаем организм к порядку.

Соблюдать режим дня нужно точно и неукоснительно. Становясь взрослыми, мы зачастую пренебрегаем «золотыми», но очень простыми правилами. Кажется, ну что может измениться, если, к примеру, засыпать в разное время каждый день или «сдвигать», а то и вовсе отменять завтрак или обед?

— Приём пищи в определённые часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение. А постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию и глубокому ночному отдыху. Согласитесь, это важно не только для организма ребёнка, но и полезно взрослым, — говорит Ирина Михалевич.

К слову, сон считается наиболее важным фактором для здоровья и развития человека вообще и детского организма в особенности. Школьник должен спать не менее 9-10,5 часа.

Показывая примерный распорядок дня для школьников, Ирина Михалевич обращает внимание: режим стоит организовать так, чтобы времени хватало на всё. К примеру, просыпаться не позднее 7 утра, чтобы перед походом в школу была возможность сделать зарядку, умыться и полноценно позавтракать. После уроков желательно прогуляться на свежем воздухе. А дома, прежде чем сесть за выполнение уроков, стоит посвятить время отдыху. Врач советует уделить спокойствию час-полтора без просмотра телевизора и чтения книг. Ложиться спать детям стоит не позже 21-21:30.

В режиме дня школьника важно предусмотреть время для учёбы, спокойного отдыха и прогулок

...а потом — бац! — вторая смена

Озвученные выше рекомендации применимы к режиму школьников, которым посчастливилось учиться в первую смену. А как быть, если учёба начинается только в обеденное время? Как в этом случае соблюсти баланс труда и отдыха, не навредив здоровью и нервной системе?

— Постарайтесь сделать переход на новый режим дня максимально плавным. Не позволяйте ребёнку отлёживаться до обеда. Время подъёма лучше оставить прежним, либо постепенно отдалить, в то же время оставив место для выполнения домашней работы. Как правило, для подготовки уроков детям начальных классов требуется около 1,5-2 часов, а старшеклассникам — 2-3 часа, — советует заведующая Центром здоровья для детей.

К примеру, подъём вместо 7 утра можно сместить на час попозже. С 9 сесть за выполнение домашнего задания. После должно остаться свободное время перед походом в школу. В вечерние послеурочные часы врачи не рекомендуют заниматься домашним заданием. Лучше посвятить время спокойному отдыху или чтению книг. Впрочем, в отдельных случаях можно выполнить часть домашней работы.

— Вечером следует заняться уроками, для выполнения которых требуется помощь взрослых. На утро желательно оставить задания, с которыми ребёнок справится самостоятельно. Соблюдение расписания научит ваше чадо самостоятельно следить за временем, — говорит Ирина Михалевич.
Автор:Юлия Новикова