Врачи Российской детской клинической больницы (РДКБ) Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) имени Пирогова Минздрава России на протяжении десяти лет боролись за сохранение руки у девочки, пострадавшей от нападения льва в зоопарке Тамбова.
Инцидент произошёл 12 лет назад, когда в зоопарке города Тамбова лев затащил в клетку четырёхлетнюю девочку. От лап, когтей и зубов животного она получила множество рваных ран, полный вывих руки, раздробление плечевой кости со смещением, повреждение трахеи.
В тяжёлом состоянии девочку госпитализировали по месту жительства, а уже через три дня её доставили в Российскую детскую клиническую больницу. Двенадцать дней специалисты отделения реанимации и интенсивной терапии боролись за жизнь ребёнка. В итоге удалось не только спасти девочку, но и сохранить её руку.
Восстановление руки проходило поэтапно. На первом этапе к лечению подключились травматологи РДКБ. Два года они восстанавливали костную структуру, сращивали повреждённые участки. По словам специалистов, руку удалось спасти только благодаря тому, что сухожилия и артерии конечности чудом остались целы. Это позволило врачам восстановить суставы и кость, заниматься дальнейшим восстановлением функции руки.
После этого началась самая долгая стадия — реконструктивно-пластическая. Девочка уже могла двигать рукой, но поднять руку до конца было невозможно из-за многочисленных рубцов и стягивания ими кожи.
— Все восстановленные участки были покрыты рубцами, из-за них она не могла отвести руку, поднять её выше 90 градусов, — рассказала Ольга Макарова, врач отделения реконструктивно-пластической хирургии. — Поэтому мы занимались восстановлением этой функции и проводили дополнительные виды терапии, разрабатывали сустав.
Для полного восстановления руки необходимо было восстановить ткани: под рубцами практически отсутствовали подкожно-жировой слой и мыщцы. Чтобы девочка могла пользоваться рукой, врачи «создали» их заново. Рубцовые ткани специалисты начали замещать здоровыми с помощью экспандерной пластики.
— Технология заключается в том, что пациенту на здоровых участках под кожу вводят экспандер — силиконовый баллон, который постепенно раскачивается и растягивает кожу. Так образуется её избыток, и его перемещают на поражённые участки, что позволяет восстановить необходимые ткани. Площадь реконструированного участка у девочки в области плечевого сустава составила 30 на 20 сантиметров, — пояснил заведующий отделением реконструктивно-пластической хирургии РДКБ, к.м.н. Антон Нарбутов.
За год допустимо выполнять не более одного оперативного вмешательства с экспандером. Всего за время пребывания девочки в отделении реконструктивно-пластической хирургии провели 11 операций. Одновременно с этим она проходила реабилитацию, чтобы вернуть руке утраченные функции.
— К настоящему моменту хирургический этап лечения закончен. Девочке ещё предстоит пройти курс лазерной терапии, чтобы удалить наиболее крупные и заметные рубцы, — отметила Ольга Макарова.
Реконструктивные операции длились несколько лет. Сейчас функция руки полностью восстановлены, девочка пользуется ей без ограничений. Девочка может вести активную жизнь и полноценно заниматься спортом.