Виталий Соколов, руководитель литературно-драматической части Пензенского областного драматического театра имени А.В. Луначарского:
- На Рыбаковском фестивале мы в третий раз. «Путь левой руки» в каком-то смысле уникальный спектакль. Дело в том, что в театре есть долгосрочный проект «Из-под пера». Мы берём самые новые произведения современной российской драматургии и ставим их фактически первыми в стране. А пьесу Ольги Михайловой поставили мало того впервые, так она была специально написана для нашего театра к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и посвящена его бабушке.
В репертуаре нашего театра около трети постановок - это современная драматургия. Причём современная драматургия разная. От Ярославы Пулинович, яркой представительницы уральской театральной школы, ученицы Николая Коляды до Юрия Полякова, принципиально придерживающегося традиционного направления в драматургии.
Нам интересно то, что может быть интересно современному зрителю. Поэтому в репертуаре держим самые разные «названия». То есть мы не придерживаемся какого-то определённого направления в выборе современных пьес, потому как это понятие очень широкое.
Наталья Старовойт, заслуженная артистка России, актриса Пензенского областного драматического театра имени А.В. Луначарского, номинант на премию «Актриса России»:
- Волнение перед выходом на сцену есть всегда. Но нужно работать так, будто ты репетируешь. Пьеса о некой гадалке, которую бабушка Лермонтова вызывает к себе из столицы. По задумке автора выстроено произведение было линейно так, что гадалка - «запылившаяся» женщина, робкая и несмелая, которая к концу приобретает другие черты. Но наш режиссёр Александр Баркар придумал, что это не совсем гадалка, а некие силы, которые когда человек очень долго призывает, то они обязательно появятся. Поэтому внутренняя история пьесы стала немного другой.
Елена Гридчина, корреспондент газеты «Притамбовье», театрал:
- Такой постановки, в рамках Рыбаковского театрального фестиваля, думаю, ждали многие и ждали давно. Мистический, атмосферный, интригующий - с первых минут спектакль погрузил в тонкий мир тайн, которыми была окутана недолгая жизнь Михаила Лермонтова.
Главная героиня - Елизавета Алексеевна (Арсеньева) - бабушка Михаила Юрьевича. Именно здесь, в бабушкином имении в Тарханах, когда-то и вырос великий русский поэт. Вторая героиня пьесы (номинант на премию «Актриса России») - столичная гадалка, которая по настойчивой просьбе бабушки должна не только рассказать о дальнейшей судьбе внука, но и изменить её.
Комната. Стол. Полусвет. Театр вместе со зрителем оказывается в далёком прошлом, где кажется, ещё можно исправить столь трагичную судьбу поэта. Каждый знает, что ждёт Лермонтова и как именно жизнь решит с ним проститься, но… Настолько искреннее, граничащее скорее с «безумием» желание изменить судьбу внука заставляет поверить (и это удивительно), что ещё возможно «колесо жизни» повернуть в другую сторону.
Гадалка до конца спектакля держит и главную героиню, и нас вместе с ней за тоненькую нить надежды. Вот только (и об этом она повторит не раз) как бы мы ни были привязаны к человеку, как бы его ни любили, кроме Господа Бога никто не властен над судьбой…
К слову, интересным показался ход, когда зрителей из зала пригасили поучаствовать в магическом сеансе.
Режиссёр-постановщик говорит, что спектакль - это не пересказ фактов биографии. Здесь скорее задаёшься вопросом: а можно ли было избежать дуэли или это тот самый фатум, о котором так много размышлял сам Лермонтов? И вновь тот случай, когда пьеса заставляет настолько глубоко задуматься, что мир вокруг сужается до размеров этой комнаты, где и ты теперь вместе с актёрами ищешь ответы. Что же такое жизнь? Фатальность, случай, судьба - так ли мы властны над всем этим или же всё предначертано, и все тайны нашей жизни на ладони нашей левой руки…