Сергей Морозов, режиссёр-постановщик, художественный руководитель и директор драматического театра «На Литейном» г. Санкт-Петербург:
- Никто не знает, как нужно ставить классические произведения на сцене, чтобы они были интересны современному зрителю. Это тот секрет, который каждый раз пытаемся открыть во время постановки. Мне кажется, важно ощущать пульс, вибрацию, которые волнуют человека, приходящего в зал.
Основа спектакля «Отцы и сыновья» - пьеса ирландского драматурга Брайана Фрила. Многое мы добавили из Ивана Тургенева, так как нам не хватило разговора на тему любви, смерти. Потому что есть российский менталитет, а есть западноевропейский. И это разные включения в одни и теже темы.
Каждый спектакль должен по-новому подходить к композиции. Поэтому многие вещи, которые существуют у Фрила, мы вытащили в непосредственные живые диалоги героев.
Для меня этот спектакль - размышление о судьбе человека и о той мелодии, том слове, которые должен успеть сказать человек. Как угадать свою мелодию в этом времени? Как услышать её безотносительно той инерции, которую задаёт семья, общество, время? Мы все зависимы от всех этих понятий, но как не стать рабом того, чего от нас ожидает время или наша семья?..
Александр Цыбульский, исполнитель роли Николая Кирсанова:
- Когда мы работали над этой ролью, для меня всегда было интересно понять: а что определяет Николая Кирсанова? В чём его зерно? И поразительно, когда вдруг мы вернулись в роман, то обратили внимание на слово, так точно его определяющее - блаженный. Я по-новому для себя открыл роман: очень чётко и просто - блаженный - это такой взгляд на мир, так открывается у него душа. Он не может сделать зло, он пытается всех объединять, организовать. Но ничего не получается. Этот человек совершенно лишён какого-то эгоизма, гордыни. Этим и ценен этот герой. Таких людей сегодня не хватает.
Елена Гридчина, корреспондент газеты «Притамбовье», театрал:
- Открыла XII Рыбаковский фестиваль постановка «Отцы и сыновья» - спектакль-лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Игра на сцене началась до начала спектакля. Пространство сцены, разделённое напополам, словно полотно жизни, которое иногда приоткрывает наши душевные тайны и желания. Иногда мы сами себе в них признаёмся, иногда нас в этом обличают.
Спектакль-сплетение объединил проблематику отцов и детей Тургенева и тему любви Фрила, одиночества, боли и смерти. «Мы не проповедники, мы люди действия. Нам надоело слушать либералов», - всё повторяет Базаров. Взгляды героев и их эмоции постоянно сменяются на сцене. Вот и Аркадий Кирсанов, поддерживающий во всём Базарова, к середине постановки не понимает его: «Ну а твоя жизнь, Базаров, также полна смысла? Я тебя люблю, но ты высокомерен!».
Любовь в игру входит постепенно, раскручивая внутренний конфликт. Потерянность живёт в каждом герое. Была ли любовь у Базарова к Одинцовой? Да, наверное.
Сильнейшая часть, по-моему, это смерть Базарова, - его предсмертный «переход» от нигилизма и отрешения к чему-то человечному, настоящему… Он, наконец-таки, признаётся в любви, он признаёт силу семьи, родных и своих корней. Неслучайно один из последних монологов Базаров произносит на груди своей матери.
Спектакль современен и нов, даже спустя столько лет. Что же такое жизнь? И что мы скажем, стоя на пороге смерти? Как не запутаться в поиске, как не потерять нить, связывающую тебя с другими, а быть может, и не запутаться в этой нити самим, - на это важно научиться отвечать…