Лента новостей
Общество14 мая 2018, 11:53

Шла война, а школы работали: воспоминания учительницы

Это лето отболело и отгорело в памяти страны 77 лет назад, но наша героиня помнит тот июньский день, как будто он был вчера. Ясно в её памяти встают лица тех юных девчонок - без году курсисток (как бы их назвали в дореволюционное время). Девушки волнуются - идёт пора экзаменов на пути к их будущей профессии. И 18-летней Нине тоже надо заслужить это право - носить гордое звание «Учитель», сеять в детях «доброе и вечное». На календаре - 22 июня 1941 года…

Экзамены 41-го

В 1940 году Нина Яковлева (через семь лет она выйдет замуж и станет Малининой) окончила среднюю школу и в сентябре поступила в Тамбове на десятимесячные педагогические курсы. В июне 41-го в самый разгар экзаменационной поры объявили, что началась война.

- Нам сказали, что к 12-ти часам дня нужно явиться с продуктами - для отправки на фронт, - вспоминает Нина Фёдоровна. - Конечно, мы, молодые девчонки, были растеряны. Как и положено - прибыли, но облоно распоряжение отменил. Пришло новое: досдавать экзамены и направляться в свои районы - учить детей.

Экзамены будущие учителя сдали, помогли городу убрать урожай, и Нина Фёдоровна уехала в свой родной Ракшинский (ныне - Моршанский) район, в Большекуликовскую школу, где несколько лет работала учителем математики и физики. Но большую часть жизни она отдала Глазовской школе. Общий же трудовой стаж Нины Малининой - немыслимый - 58 лет. Высшее образование завершить удалось лишь к 1953 году. После окончания Моршанского педагогического института, 30-летняя Нина Фёдоровна была назначена директором и проработала в этой должности более 25 лет.

В послевоенное время в школах не хватало кадров, нашей героине приходилось осваивать новые профессии - трудиться в этих стенах и кассиром, и завхозом, не говоря уже о своей основной работе. Нина Фёдоровна обеспечивала школу и учителей топливом - сама ездила за торфом. Машины у школы не было, поэтому приходилось договариваться насчёт транспорта с Ракшинской машинотракторной станцией (МТС), сельсоветом или колхозом. Под её руководством учебное заведение расширило свои площади и получило новую кирпичную пристройку, также была построена мастерская.

Четверть века Нина Фёдоровна трудилась верой и правдой жителям села Глазовка и на другом не менее ответственном посту - депутатом своего Екатериновского сельсовета. Знала все заботы и чаянья селян - вплоть до личных вопросов. С какими просьбами к ней только не обращались!

До 1999 года проработала Нина Малинина в школе и продолжала учить ребят, уже перешагнув пенсионный возраст. За эти 58 лет выучила она три поколения школьников, которые стали учителями, врачами, работниками культуры, сельского хозяйства… Но и завершив свою трудовую деятельность, Нина Фёдоровна не отказывала в помощи. К ней продолжали ходить ученики - подтягивать свои знания.

Из Глазовки - в Покровку

В 2002 году дочь Ольга Михайловна забрала маму к себе - в село Покрово-Пригородное, где уже со своей семьёй жила с 1973 года. Через стенку (дом - на два хозяина) ещё одна родная душа - внук Дмитрий. Дочь Нины Фёдоровны в настоящее время - на заслуженном отдыхе. Семь лет Ольга Михайловна трудилась на заводе «Ревтруд» токарем, 25 лет - поваром в Покрово-Пригородной школе. Сын нашей героини - Вадим Михайлович - живёт в Подмосковье. Его рабочая биография сложилась в строительной сфере.

Два взрослых внука и три правнучки-школьницы - большая радость Нины Фёдоровны. С девочками она, бывает, занимается: то по математике домашние задания вместе решают, а то и стихотворение учат к уроку литературы.

По Глазовке Нина Фёдоровна скучает - там остались родной, просторный и уютный дом, большой сад с вишнями, яблоками… Эти деревья они сажали вместе с сыном. И огород свой был, и скотина - телёнок, куры, овцы, козы…

- Всё теперь заброшено, - печалится Ольга Михайловна. - И улица наша пустая. Осталось 4 дома жилых, остальные брошены. Ни работы, ни будущего у села.

А во времена её юности - четыре колхоза было, почти тысячное население, у каждого - хозяйство. Каждый год они приезжают в своё родное село, на кладбище - убраться, почтить память родных, и сердце болит от этого разорённого вида Глазовки, доживающей свои последние дни…

Шофёр-фронтовик

- Отца не стало в 1989 году, - опустив глаза, с тяжестью продолжает разговор Ольга Михайловна. - Ушёл он быстро - сердце остановилось. В 1981 году - на пенсию, казалось бы, живи себе в удовольствие, сам собой распоряжайся, но уже через восемь лет его не стало.

Со своей спутницей жизни он познакомился уже после войны, в 1946 году. Красивый молодой военнослужащий, фронтовик Михаил приехал в отпуск в родную Глазовку, на побывку. Жил он недалеко от её дома. Нина Фёдоровна была председателем участковой комиссии на местных выборах, которые собрали всё село. Вот, как рассказывает она о той судьбоносной первой встрече:

- Помню, как он в коридоре стоял тогда, в сторонке, поглядывал на меня. Вечером мы вместе одной дорогой домой возвращались. Потом он пришёл ко мне ещё раз, чтобы познакомиться. Через 10 дней уехал. После написал письмо. Неудобно было ему не отвечать. Потом ещё одно - так и завязалась переписка. А через год, когда демобилизовался - вернулся в село, и мы поженились.

Служил тогда Михаил Алексеевич в контрразведке - шофёром. После Великой Отечественной войны был отправлен в Латвию для поддержания порядка и ликвидации банды националистов.

Сразу, как окончил семь классов Глазовской школы, трудился в Глазовке в колхозе имени Сталина по наряду. В 1938 году уехал в Москву - на завод «Серп и молот», где работал грузчиком и слесарем, там окончил курсы шофёров. В 40-м году был призван, служил в погранотряде.

Война застала его на реке Прут, на границе с Румынией. Попадал Михаил Алексеевич и под бомбёжки, и ранения были, но, как говорится, «в рубашке родился». На фронте он подвозил снаряды. Победный май 45-го встретил в Чехословакии, городе Брно. После войны их часть перебросили в Австрию, затем в Латвию, а в 1947 году началась мирная, гражданская жизнь.

В Глазовке Михаил Алексеевич работал на МТС, затем - в колхозе имени Калинина водителем. В 1973 году был победителем социалистического соревнования. На селе его уважали, и людям он добром отвечал, не отказывал в просьбах - кто попросит на станцию подбросить, кто - торф отвезти.

- Красивый он у нас был, добрый, порядочный, дисциплинированный, - с теплом и гордостью говорит Ольга Михайловна о своём отце.

Шла война, а школы работали: воспоминания учительницы

На счету Михаила Малинина боевые медали - «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией» и другие юбилейные награды. За работу в годы войны отмечена и Нина Малинина - медалью «За доблестный самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны», а также наградами к знаковым датам победы. И это не считая многочисленных почётных грамот за добросовестный труд и педагогическую работу.

Военные годы в школе

- Днём - учёба, вечером - работа на полях. Пропалывали посевные площади. Помню - отвозили нас на поводах на участок, и мы колхозу помогали. А про отпуск и говорить нечего - не было его, как такового - ни до войны, ни во время, ни после. То страда, то ремонт в школе, - вспоминает ветеран труда Нина Малинина.

Во время войны в сёлах семьи жили бедно. Глазовка не стала исключением. Детям и одежда была нужна, и ели они кое-как. Учителя, конечно же, помогали, чем могли. Каждую учебную четверть классный руководитель обязан был посетить ребёнка на дому - посмотреть, как живёт его семья, взять на заметку, если нужно какое содействие.

Но, несмотря ни на что, тяга у детей к знаниям имелась сильная. И в холод за пять километров шли в школу. Однажды из-за морозов занятия отменили, а одна ученица, у которой дома радио не было, всё равно пришла. Мама её потом рассказывала, что дочь не послушалась и сбежала из дома… в школу.

Многих коллег нашей героини уже нет в живых. Из того поколения глазовских педагогов осталась только - Нина Фёдоровна и Любовь Мешкова, учительница русского языка и литературы, которая живёт сейчас в Моршанске. Они перезваниваются, поддерживают связь, вспоминают прожитые годы.

Своё жильё

Живут они с дочерью в одной части дома - не шибко просторно, но душа в душу. Правда, в начале весны, после того, как отметила Нина Фёдоровна своё 95-летие, получила она, как вдова фронтовика, долгожданный и ценный подарок… от государства - сертификат на улучшение жилищных условий.

- Вот приобрели - ждём ключи от однокомнатной квартиры в одной из новостроек на границе Строителя и Бокино, - делится радостью Ольга Михайловна. - Работы там ещё много - ремонт серьёзный нужен. Но ничего, справимся, потихоньку обживёмся. Это всё мелочи. Главное - что здоровье пока есть да и силы.

PS. Нина Фёдоровна перебирает фотографии из семейного альбома - вспоминает интересные истории о своём селе и земляках, учителях и учениках; с любовью и нежностью говорит о любимом муже, детях, внуках, правнуках. Обо всех старается понемногу рассказать, чтобы никого не забыть, не обидеть. Конечно, все эти воспоминания бередят былое. Но на то и дана нам память - она и есть наши корни, наша внутренняя суть. Мы - есть то, что мы помним.

Нина Фёдоровна с улыбкой и блеском в глазах перебирает все эти воспоминания, и они складываются в мозаику большой, интересной, красочной и неповторимой жизни. Кстати, на досуге наша героиня иной раз и сама пазлы собирает и даже кроссворды разгадывает. В свои 95! И встречает каждый день своей жизни с радостью, ведь рядом - её близкие, дружная семья. Всё это стоит того, чтобы жить светло. А это даётся не каждому. Как сказал французский поэт Луи Арагон: «Оптимизм - роскошь великих людей».