Дмитрий Акриш, режиссёр-постановщик, музыкальное оформление:
- Хочется сказать, что работа над спектаклем - это был сильный и мощный процесс. Мне тяжело говорить про свои работы. Как говорил мой учитель: «Надо вносить новое, про что будет сегодняшний Лир?». Поэтому мне кажется, мы нашли, что-то нам очень близкое, то, что царапает и болит. Про это хочется говорить. Но это спектакль про любовь, не смотря на то, что в нём так много боли. Фигура женщины в этом спектакле - очень сильная.
В постановке абсолютно оригинальный текст Шекспира. О спектакле разные отзывы, и это хорошо. Я работаю в пустом пространстве. Для меня самое главное, что происходит с артистами. «Спрятать» в 2018 году артистов под столами и стульями, как мне кажется, это наивно. Этим нельзя заниматься.
В спектакле - дух сегодняшнего времени, потому что любовь, взаимоотношение отцов и детей - вне времени. Почему Шекспир? Он особенно остро и жёстко чувствовал поток жизни. Мне тяжёло работать с современной драматургией, с поиском материала непросто. Классика мне ближе, интереснее, я её люблю.
Сейчас я работаю «Над раковым корпусом» Солженицына. Постановка будет в Москве. Видел, что у вас в конкурсной программе он тоже заявлен. Хотелось бы посмотреть, но завтра мы уедем в Казань. Вообще на фестивале много достойных и крутых спектаклей.
Номинант на премию «Актёр России» - заслуженный артист РФ Иван Дробыш, исполняющий роль Лира. Это великолепный актёр. Иван Степанович, играющий в спектакле «Морфий» сразу несколько ролей, удостоен звания «Лучший артист» Румынского фестиваля «BABEL F.A.S.T» в прошлом году.
Елена Гридчина, корреспондент газеты «Притамбовье», театрал:
- Режиссёрская свобода - это возможность показать всё то, что наболело, что в тебе дёргает, пульсирует, постоянно тянет и кровоточит. «LEAR» Дмитрия Акриша оказался именно таким - он свободный. Сбросив оковы традиционных прочтений, он показал нам жизнь такой, какая она есть, без масок: клиповая, сумасшедшая, шумная и грязная, подлая, низкая и всесвободная. Это сегодняшний Лир, и слово «современный» к такому прочтению - почему-то не подходит. Шекспировский «Лир» получился самый настоящий.
Прежде всего - постановка не для всех, и как уже написала в комментариях тамбовская публика: «Жаль, что не все оценили». Да, жаль. И да, жизнь - вещь суровая и жестокая, она бьет и делает это метко. Можно на это закрыть глаза, можно переключить канал, но от подлинного мира такими приёмами ты не уйдёшь. Не станет вселенная от этого утопической. И надо понимать, что чёрное с белым здесь, к сожалению, соседствуют постоянно. Будет место боли, но и будет место любви. Важно научиться это принимать, переживать и что-то с этим делать. Потому что завтра всё это может постучаться к тебе.
Тирания порождает тиранию, из хаоса будет только хаос. Сотни лет шекспировской драматургии, и, казалось бы, за время войн, политических смен, абсолютных стремлений к власти мы чему-то должно были научиться? Но… мы ничему так и не научились. Жестокость, власть и самоуправство - ещё больше паразитируют в нас.
Дмитрий Акриш сохранил оригинальный текст произведения. Что ново - взгляд и передача той действительности, с который мы каждый день сталкиваемся. Музыка «фонит» и давит как пресс, не прекращая «накатывать» на зрителя. От неё невозможно сбежать, неслучайно она звучит в антракте и до начала спектакля. Режиссёр работает с чистым пространством, ещё его называют «голым пространством». Нет декораций и нагромождений, только чёрная пустота, где нельзя спрятаться, скрыться: все и всё на виду.
Полутона и микротемы, образы - это мощно и кричаще автор вывел на первый план. Детально можно изучить и переосмыслить каждый диалог, каждое движение. Здесь нет места лишнему, всё продуманно, чётко, ёмко, лаконично. Цепляет сразу. В первом акте король Лир решает разделить своё царство между тремя дочерьми, и требует, чтобы они выразили прилюдно ему любовь. Гонерилья и Регана «выплёвывают», «выдавливают» столь чуждое им слово «л-ю-б-л-ю». Корделия отказывается от слащавых излияний. Отец проклинает её, держа руки в самом сокровенном месте - в области женской утробы. Он кричит: «Услышь меня, природа! Божество, остановись, когда предполагаешь плоды дать этой твари; Бесплодием ей чрево порази!». Кричит и дочь, «задыхаясь» от боли и отцовского предательства.
Спектакль - чистая метафизика. Понравилось музыкальное сопровождение, игра света, игра деталей. Шекспира режиссёр читает по-своему. Здесь много посыла женщинам. И это плюс, как мне кажется, ведь Акриш так читает мастера, так его понимает. И его мнение имеет место быть и существовать! Гнев порождает гнев. И дети короля вырастают такими же тиранами. Смело показана внутренняя жизнь дочерей Лира: насилие в первую брачную ночь - через глухой крик, инцест - через роковую гиперпластику. Здесь нет ложных иллюзий - и этим изобилует спектакль, быть может, иногда чересчур. Но опять же, если поразмыслить, то и это оправданно.
Игра актёров. Пока в рамках 12-го Рыбаковского фестиваля, - это лучшая, опять же для меня(!), игра. Кто-то может с этим согласиться, кто-то нет. И дело даже не в том, что я верю каждому произнесённому ими слову. Я верю в посыл, в энергию, в их внутренний монолог, - во всё то, что нельзя считать. Ты чувствуешь актёров каким-то естеством, духовной особенностью. Катарсис? Да!
Иван Дробыш, исполнявший роль Лира, - мощнейшая передача образа. В критической надрывности и ярости актёр продержался почти все три часа. Как это возможно? Я не знаю… И вот во втором акте - раскаяние, чистота, нагота - ничего нет вне, ничего нет внутри - пусто. Момент очищения, момент прозрения - снова сильнейший. А приём с инвалидным креслом доносит недееспособность героя, и, быть может, не столько физическую, сколько духовную?! Он простил дочерей, полюбил. Лир вспомнил давно утратившие чувства, он вспомнил себя. Тема с куклами - прообразами дочерей в детстве - многогранна. Тут и вопросы любви, поисков, осмысления. Король ждёт, что дети придут и поймут. Но они не приходят. Любовь нельзя ждать как ответную реакцию. Она либо есть, либо её нет. Зачем обижаться на пустыню, в которой нет воды? Вот и в них - нет любви, нет жалости. Страх продолжает толкать на тиранию.
Важный момент - прообразы. Шут (Татьяна Кузьмина) в осмыслении Дмитрия Акриша - многообраз: это и мать, и жена, и Бог, и внутреннее я - как отражение всех пороков и человечности. Доброе всё-таки в нём ещё сохранилось и еле-еле теплится. Шут тоже на инвалидной коляске. Чувства в спектакле априори поставлены в разрез - они калеки, хромые и безногие, волочащиеся за своими хозяевами. Это чувства-тени. В этом опять прослеживается тон режиссёра: как выжить в мире, где тебя в прямом смысле съедают. И сцену такую автор, конечно, вводит: человек «поедает» человека, вкушает и смакует его. Страшно и больно смотреть на всё это от того, от того Шекспир актуальнее зазвучал и закричал. Человек поедает своё подобие ради должности, положения, навязанного комфорта. Распад личности, её деградация - «прёт» в спектакле как паровоз.
Отмечу вводимые в спектакль сложные конструкции. Яблоки как первородство греха и чего-то запретного, скрытого. Органные трубы - музыка, которая не звучит. Вообще все элементы и образы в спектакле - легко читаемы, они доступны, понимаемы. Да, есть двойное дно, но Акриш сумел их донести до каждого.
«LEAR» для меня, в первую очередь, спектакль-пробуждение. Наверное, переданная так умело тема, как правильно в интервью заметил режиссёр, царапает. Её нельзя замалчивать. Пришло время всем нам наконец-таки проснуться. Что будет завтра с нами, нашими детьми, нашими потомками? Всё это нитью проходит в прочтении режиссёра…