В рамках театрального фестиваля имени Николая Рыбакова состоялся показ спектакля «Кастинг, или Белый танец для любимой актрисы» (режиссёр – Николай Квижинадзе (г.Москва). Исполнительница главной роли – Валентина Попова, номинированная на премию фестиваля «За честь и достоинство» имени народной артистки РСФСР Татьяны Еремеевой (Битрих), представила на суд жюри искреннюю жизненную историю Актрисы.
Этот спектакль тамбовскому зрителю знаком. Его премьера состоялась в начале 2015 года. Тем не менее, 17-го мая в зале Тамбовского драматического театра практически не было свободных мест. Наверняка, многие зрительницы (если не каждая) примерили эту роль и эту боль на себя. Потому что спектакль – очень женский, личный. В нём – «вечные темы» – любви и предательства, жизни и смерти, одиночества и дружбы, успеха и поражения...
Это история жизни Актрисы, в которой взлёты сравни падению, а успех – столь кратковременный, что, порой, не восполняет потерь. В таких спектаклях, что называется «без кожи», зрителя обмануть трудно. Чистые эмоции, без примеси, чувствуются особенно остро. И в эту ностальгию по самой себе – по той, какой актриса была и по той, какой, быть может, так и не стала – Валентина Попова вложила много личного. Исполнительница главной роли призналась, что прочитав пьесу, в некоторых ситуациях узнала себя:
– Мы приоткрываем завесу актёрской жизни. Женские актёрские судьбы во многом схожи. Будь то популярные актрисы, будь то актрисы, которые живут в провинции или всемирно известные, гениальные. Это собирательный образ, он выносит зрителю личную жизнь актрисы на фоне театра.
Настоящий гимн своей профессии Валентина Попова играла без перерыва, без права на передышку. Полтора часа она перевоплощалась в сыгранные ею многочисленные роли – Джульетту, Маргариту, Марию Стюарт, Дездемону, Екатерину Великую, Нефертити… И даже самую главную и трудную в своей жизни роль – сыграть себя – она успела.
И хотя это моноспектакль, Актриса на сцене была не одна. Рядом с ней два мима – двое слуг дзанни (слуг-масок). Они то и дело по ходу действа перевоплощаются в образы людей, оставивших в судьбе Актрисы неизгладимый след. Таким образом, на сцене появлялись Мама, Однокурсник (который всю жизнь любит свою Актрису), Примадонна (соперница), Политик, Мужчины, которые встречались на её пути. Вот Мим – в мамином пледе, а теперь – в жёлтом шарфе Лётчика...
Во время обсуждения спектакля оценил их работу член жюри – Владимир Пеньков, председатель Общественной палаты Тамбовской области. Он высоко отметил не только игру Актрисы – Валентины Поповой, которая полвека отдала театру, но и подчеркнул эту интересную находку – с перевоплощением слуг в масках (за ними были актёры – Ян Буй и Андрей Миронов), молча «говорящих» то за одного, то за другого персонажа.
Незримо на сцене присутствовал и Маэстро – образ театра, или призвания-поручения – быть Актрисой.
– Как я тебя ненавижу!.. Как я тебя люблю! – пронзительно произносит она в сцене прощания с театром и напоследок приглашает Маэстро на белый танец.
Маэстро будто качает, баюкает свою любовь. Мимы помогают создать этот удивительный образ. Но вот исчезает и сама Актриса, и всё погружается в темноту. Внезапно вспыхивает прожектор, и в его луче с колосников на сцену падает белый газовый шарф Актрисы. Всё. Занавес.
…Бурными овациями и многочисленными букетами цветов встречали зрители выход актрисы Валентины Поповой на поклон. Первые, неуверенные шаги на сцене… Маленькие актёрские радости и творческие победы… Зависть недоброжелателей… Любовь… Горечь предательства… Триумф славы… И одиночество… Всё пережила главная героиня спектакля на сцене. И зритель пережил эти жизненные этапы Актрисы вместе с ней, заглянул за кулисы, в непростую театральную судьбу – по ту сторону занавеса…