Лента новостей
Общество12 июня 2022, 11:20

Там, где был тамбовский кремль: о достопримечательностях в центре города

В Тамбове много интересных мест с историей – улиц, мостов, зданий, много повидавших на своём веку. Кстати, возраст большинства объектов, о которых пойдёт речь, исчисляется несколькими человеческими веками.

Там, где был тамбовский кремль: о достопримечательностях в центре города
Фото: Алексей Бучнев

Соборная площадь

Крепость Тамбов была основана в 1636 году и делилась на две части – кремль и огораживавший его острог. На Соборной площади располагались объекты северной части кремля, в том числе 51-метровая Московская башня – одна из 12 городских сторожевых башен и самое высокое на тот момент сооружение на юге России. Она находилась в районе монумента «Вечный огонь» и служила для наблюдения за сигналами об опасности со стороны Козловского тракта.

На месте Спасо-Преображенского собора стояла соборная церковь. Звон её колокола означал для защитников крепости визит непрошеных гостей. Собственно собор был заложен в 1694 году епископом Питиримом и строился довольно долго. Крышу купола и иконостас удалось завершить только благодаря помощи местных купцов, колокольню возводили на народные деньги. В 30-е годы XX века колокольня была разрушена, здание собора передано краеведческому музею и возвращено церкви только в 1993 году.

Никольский мост через Студенец

Обмельчал Студенец в XX веке, а раньше это была самая настоящая судоходная река, о чём можно судить по рельефу русла. Недалеко от берега, по улице Бориса Фёдорова, проходила северная стена крепости, а в районе современного центра «Студенец» был перекинут деревянный Галкинский мост. От него начинался Козловский тракт, связывавший Тамбов со столицей Российского государства. До наших дней мост дожил под названием Никольский – его переименовывали, в 30-х годах XIX века разрушали и возводили из камня, а в 1969 году расширяли полотно и меняли чугунные ограждения.

Тамбовский главпочтамт

Двухэтажное здание главпочтамта располагалось вблизи Большой дороги (Астраханский тракт). В конце XVIII века оно использовалось как почтово-ямская станция – в нём были оборудованы комнаты для проезжающих, ямщицкие, помещение для смотрителя. Во дворе находилась конюшня и сараи для экипажей. В 1797 году в доме у Большой дороги по пути в Саратов останавливался Александр Радищев. Вполне вероятно, что на станции в Тамбове побывали и другие знаменитые гости.

За двести с лишним лет принцип действия почтовой службы и её техническое оснащение сильно изменились, но главное почтовое отделение города по-прежнему располагается в этом здании. О том, что объект является памятником истории и архитектуры, свидетельствует табличка и верстовой столб у входа.

Гостиный двор

В начале XIX века тамбовские купцы добивались разрешения на строительство большой и удобной торговой площадки – гостиного двора. И получили его в 1836 году, причём от самого императора (Николай I побывал тогда в Тамбове). Строить принялись на Дворцовой улице, напротив купеческих домов, и за год все работы были окончены. В новом здании в духе классицизма – строгая симметрия, массивные колонны со стороны фасада, барельеф герба города на фронтоне – работали 14 торговых лавок.

В Великую Отечественную здесь разместили склад военного интендантства. С 1956-го по 1959-й по проекту Владимира Самородова была произведена реконструкция Гостиного двора, после неё открылся универсальный магазин. В 1989 году здание пережило ещё одну реконструкцию, в результате которой с внутренней стороны появилась двухэтажная пристройка, а общая площадь торговых помещений увеличилась до 2500 м2 .

По материалам справочника-путеводителя А. А. Горелова и Ю. К. Щукина «Тамбов»

Автор:Вера Дашкова