Лента новостей
Общество7 августа 2022, 10:50

Тамбов купеческий. Об истории зданий близ Центрального рынка

Чем ближе к Центральному рынку областного центра, тем чаще встречаются здания, связанные с именами тамбовских купцов. Особенно ощутимо это на улицах Коммунальной, Носовской, Октябрьской, Красной. Ну а пока мы на подходе, на пересечении Державинской и Карла Маркса.

Тамбов купеческий. Об истории зданий близ Центрального рынка
Фото: Алексей Бучнев

Продолжаем прогулки по областному центру с помощью справочника-путеводителя А. А. Горелова и Ю. К. Щукина «Тамбов».

Автотранспортный техникум

Тамбов купеческий. Об истории зданий близ Центрального рынка

Тамбовский купец и благотворитель Андрей Носов жил во второй половине XIX века. Он имеет отношение сразу к двум зданиям в этом районе – Тамбовскому заводу технологического оборудования и автотранспортному техникуму. В первом на деньги Андрея Михайловича были открыты сначала ремесленные мастерские, а потом и училище для подготовки мастеровых.

Здание техникума, построенное в 1892 году, использовалось как приют для мальчиков-сирот. В нём жили более ста воспитанников, на полном пансионе и с обучением по программе трёх классов народных училищ. Многие юноши после их окончания продолжали образование в ремесленном училище. Завод на территории училища и техникум в здании приюта открылись в советское время.

Дом Шоршорова

Тамбов купеческий. Об истории зданий близ Центрального рынка

Пройдя через сквер Петрова и пешеходный переход, мы окажемся у зелёного двухэтажного дома, один из фасадов которого обращён на Коммунальную, а другой на Карла Маркса. Это бывший торговый дом купца Шоршорова. Вообще-то здание имеет П-образную форму, но западный флигель не заметен прохожим и выглядит, конечно, не так нарядно.

Михаил Шоршоров был из рода обрусевших армян, занимался мануфактурной торговлей и имел доходные дома в Екатеринбурге, Москве, Воронеже, Ростове и Тамбове. Этот дом построен в 1900 году, первый этаж его со стороны Карла Маркса (Долгой) арендовал швейцарец Рорбах для торговли музыкальными инструментами, ружьями, швейными, вязальными и пишущими машинками. На втором этаже Пётр Михайлов держал гостиницу «Европейская». Первый этаж со стороны Коммунальной (Гимназической) занимали магазины самого Шоршорова, а на втором жила его семья. После 1917-го Шоршоров потерял всё имущество и решил эмигрировать, но по дороге за рубеж погиб на пароходе в результате случайного взрыва.

Усадьба Исаевых

Тамбов купеческий. Об истории зданий близ Центрального рынка

Противоположный угол занимает здание 1961 года постройки, в котором долгое время находился комбинат бытового обслуживания. Рядом с ним по Карла Маркса – кирпичная двухэтажка веком старше. Точная дата её возведения неизвестна, но в конце XIX столетия здание уже существовало и принадлежало купцам Исаевым. Семейство занималось мехами, его глава был ещё и местным представителем страхового общества «Волга» (в доме находилась контора).

В 1909 году в усадьбе Исаевых провели электричество и оборудовали один из первых в Тамбове кинотеатров – «Иллюзион». Летом показы устраивали в саду, зимой – в кинозале, но где конкретно, сказать сложно: по словам старожилов, двухэтажка была соединена аркой с соседним зданием, что стояло на месте дома быта. Когда усадьбу национализировали, двухэтажный дом на её территории передали жилищному кооперативу «Ревтруда», отремонтированные квартиры стали продавать.

Дом адвоката Назарьева

Тамбов купеческий. Об истории зданий близ Центрального рынка

Продолжив двигаться на север, мы встретим здание, резко выделяющееся на фоне окружающей застройки. Это деревянный дом с мезонином, некогда принадлежавший архитектору Дмитрию Козыреву. Дмитрий Александрович сам спроектировал его, включив в оформление элементы средневековой готики. План был утверждён 1 мая 1870 года, а чуть позже Козырев построил на улице Долгой ещё один дом, кирпичный, в котором и прожил до конца своих дней.

В 1913-м деревянный особняк приобрёл адвокат и общественный деятель Пётр Назарьев. Он состоял в партии кадетов, после Февральской революции участвовал в формировании городской думы, а после октября 1917-го активно выступал против расстрельных приговоров новой власти. В 1918-м в его доме разместили сельхозучреждение, но за хозяином оставалась некоторая часть здания. В 1930 году оно было полностью национализировано и поделено на квартиры. Пётр Михайлович распродал свои вещи и купил две комнаты в одном из соседних домов.

Автор:Вера Дашкова