Выдвинувшись из города, едем по Рассказовскому шоссе до поворота на «Турист». Потом километра полтора-два по асфальту (ориентир – что-то вроде импровизированной автостоянки или поворота «не туда») и столько же по лесной тропе. Последний отрезок можно преодолеть исключительно пешком – минут за 20, если не усердствовать в пении и не сильно удивляться.
Дубы, осины, пёстрая ольха. Бересклет, выбегающий прямо к дорожке. Где-то высоко в прохладном воздухе вздрагивает дятел. В иные времена очарование этих мест сочетается с обилием комаров, гадюк и сыростью под ногами, но нам от полосы препятствий достались только поваленные деревья: болотца за лето подсохли, для комаров не сезон, а гадюки от нас, видимо, попрятались. Так что относительно благополучно мы добрались до места, где между деревьями сначала завиднелись просветы в небо, а вскоре блеснуло и зеркало вод.
На подходе к озеру действительно сыро – в литературе по теме указано, что заболоченная зона составляет 25-30 метров. Выручают брёвна, положенные на топких участках и у самой воды. Озеро налито всклень: невероятно ровная гладь как бы продолжает берег. На противоположной стороне, куда можно попасть по котовской дороге, мелькают деревянные мостки. Здесь их явно не хватает: можно было бы посидеть, отдохнуть и вдоволь налюбоваться видом.
Но и с брёвнышек легко оценить, что вода чистая, глубина у края – сразу метр.
Водолазы на дно озера не погружались, но в 2002 и 2003 годах участники научно-исследовательского объединения «Космопоиск» делали промеры эхолотом. По их данным, озеро имеет двойное дно: первое, свитое из корней растений, – до 20 метров, а второе, собственно дно, – до 45.
Тогда же был уточнён максимальный диаметр – 175 метров. Ранее указывались размеры 160х170. Водоём имеет форму круга, что тоже можно понять, стоя на берегу: деревья, обрамляющие воду, аккуратно растекаются по сторонам. Отсюда второе название озера – Круглое. О первом разговор отдельный.
Святовское озеро – самое глубокое в пойме Цны и во всей Тамбовской области. Оно питается осадками и грунтовыми водами, а излишки поступают в ручей Лесной Житник. В озере водятся те же виды рыб, что и в Цне: щука, окунь, карась, линь и т.д. Южная и западная части мельче, в них встречаются заросли осоки, тростника и рогоза. С северной стороны возвышается 5-метровый холм, на котором сохранился дуб с диаметром ствола 1,2 метра, что соответствует возрасту 350-400 лет. В связи с этим учёные предполагают, что котловине озера не менее 500 лет.
Существует две основных версии происхождения озера: обвал грунта и падение метеорита. И множество легенд, связанных с ним. Наиболее распространённая звучит так.
Давным-давно на месте озера стояла церковь. При ней был священник, который исправно вёл службу и соблюдал посты. Однажды на церковь напали разбойники, и Бог, увидев это, решил вмешаться: церковь медленно ушла под воду. Озеро, образовавшееся в результате, стали называть Святовское. При ясной погоде в нём якобы можно увидеть блеск куполов и кресты, а по большим праздникам услышать колокольный звон. Особенно наблюдательные сталкиваются ещё и с призраком священника и прочей мистикой.
У другой легенды сюжет похожий, но вместо церкви – благочестивая деревня, а вместо священника – хозяин этой деревни. Когда к селению приблизились разбойники, жители стали усердно молиться, и Бог спрятал их под водой. На ум невольно приходит параллель с городом Китежем под Нижним Новгородом, который, если верить старообрядческой летописи конца XVIII века, затонул во времена монголо-татарского нашествия. Для православных соотечественников это традиционное место паломничества, упомянутое, кстати, в фильме «Жила-была одна баба»:
– Ходила я на Китеж-то на энтот самый, – говорит одна из героинь. – Ой, такая благолепия! У Макарьевском уезду, на Люнде-реке, во озере во Светлояре. От Нижнего два дни ходу.
Сравните, как много общего в «расстановке сил»: город – деревня; князь (Юрий Всеволодович Владимирский) – барин; монголо-татары – разбойники; Светлояр (озеро овальное, его размеры 210х175) – Святовское. И – общий мотив торжества справедливости: люди, уступающие врагам физически, но сильные духом, оказываются под защитой сверхъестественного.
Истории про исчезнувшие селения встречаются в разных городах и странах, на что в книге «Шамбала» указал выдающийся художник и путешественник Николай Рерих. Если задуматься, удивительного мало: и восточная безмятежность, и христианское блаженство восходят к одному представлению – о равновесии, которое в материальном, земном мире, увы, не гарантировано. Но стремится к нему, наверное, каждый. Поэтому когда вам понадобится противопоставить что-то городскому шуму и суете, повседневным конфликтам и заботам – есть смысл пройтись до Святовского.