Городской базар в те времена располагался в районе сегодняшней улицы Степана Разина и был перенесён на Сенную, позже Базарную, площадь в 20-е годы XIX века. На ней он находится до сих пор. Продолжаем прогулки по областному центру с помощью справочника-путеводителя А. А. Горелова и Ю. К. Щукина «Тамбов».
Первые годы любые товары продавали с земли или с нехитрых приспособлений из подручных предметов. Потом появились торговые ряды: мясной, молочный, кондитерский, кустарно-ремесленных изделий. Богатые купцы Толмачёвы и Аносовы поставили первые кирпичные лавки-склады, за ними выросли несколько десятков деревянных палаток. Ко второй половине XIX века Тамбов стал центром торговли большого края: со всех сторон на городской базар тянулись возы, гружённые зерном, бочками с засоленным мясом, мешками овощей и прочим товаром. Осенью проводились ярмарки. В ряду характерных черт рынка той поры Горелов и Щукин указывают антисанитарию, тем более что на тамбовском рынке располагалась ещё и скотобойня.
Наводить порядок на Базарной площади стали в 1866 году – тогда началось строительство шести каменных корпусов в её центре. Скотобойню с площади убрали – вывели за пределы города на речку Чумарсу. В 1870 году приступили к замощению территории булыжником. Сам комплекс «Торговые ряды» был завершён в 1886 году, в него вошли малые ряды и огораживающие их большие. С внешней стороны они имеют линию широких навесов и арок, толщина стен и массивность колонн комплекса не могут не удивлять. Проведённые мероприятия позволили увеличить и разнообразить ассортимент рыночных товаров, особенно выделялись «обжорные ряды», в которых можно было не только купить продукты с собой, но и перекусить на месте. На открытых жаровнях выпекали оладьи, в дополнение к ним предлагались кислое молоко, простокваша, чай. Рядом жарили краковские и малороссийские колбаски. Далее шли прилавки с мясными продуктами и соленьями из бочек. В каменных корпусах торговали мясом и рыбой.
Так в народе называли Христорождественский собор – в честь покровительницы рынков и торговли Параскевы Пятницы. Возведение его завершилось в 1873 году, церковная территория занимала пространство от супермаркета «Крата» до крытого рынка. Собор был пятиглавым, с восьмигранным центральным шатром. Вообще по архитектуре он напоминал Благовещенский храм в Петербурге, так как проектировался тем же автором. В 1876 году Христорождественский собор получил статус городского, после революции он был сначала передан одной из религиозных общин, потом закрыт, а в 1939 году ликвидирован. Его место захватила «толкучка» – торговля всем подряд и без деления на ряды. Эта форма торговли возникла (или возродилась) в голодные 1932-1933 годы, когда продтоваров на рынке практически не было. Среди людей, толпившихся здесь, было много детей и взрослых, рассчитывавших на случайный, часто незаконным способом добытый кусок хлеба.
Она началась в 1960-х, с возведением на фундаменте одного из зданий торговых рядов универмага № 2. Последней крупной постройкой авторы путеводителя 1999 года издания называют супермаркет «Крата», но новые здания прирастали и позже, в их числе «Москва», «Энергия», ЦУМ. К обозначенному же периоду – второй половине XX века – относятся двухэтажное здание по Коммунальной, примыкающее к «Руси», трёхэтажное в северной части, ближе к Октябрьской (сейчас в нём находится магазин «Магнит»), сам дом быта «Русь» и крытый рынок. «Русь», кстати, до сих пор является особой приметой и ориентиром на местности. Снаружи семиэтажку видно издалека, а внутри с 1982 года, соседствуя и сменяя друг друга, кто и что только не находилось: приёмный пункт химчистки, трикотажный цех, фотосалон, пункт проката, всевозможные магазины, закусочные, а одно время ресторан, отделы городских исполнительных структур и офисы компаний.