Лента новостей
Общество27 ноября 2022, 11:48

Вокруг железнодорожной станции: история зданий у Привокзальной площади Тамбова

В конце декабря 1869 года на станцию «Тамбов» из Козлова (ныне – Мичуринска) прибыл первый поезд. Со времени строительства вокзала участок вокруг него и здания так или иначе были связаны с железной дорогой.

Вокруг железнодорожной станции: история зданий у Привокзальной площади Тамбова
Фото: Алексей Бучнев

Познакомимся с ними поближе, а поможет нам в этом снова справочник-путеводитель Александра Горелова и Юрия Щукина.

Усадьба с рестораном и подземными ходами

Вокруг железнодорожной станции: история зданий у Привокзальной площади Тамбова
Фото: Юлия Новикова

На подъезде к вокзалу на себя обращает внимание здание на углу Интернациональной и Железнодорожной, где много лет располагалась железнодорожная больница. Сегодня здесь поликлиника №3 на станции «Тамбов». На плане города 1908 года близлежащая территория обозначена как усадьба Гудовича.

Выстроенный в 1902-1906 годах в стиле модерн, особняк выделяется чёткой ритмикой разностильных окон и угловым трёхгранным эркером. Эркер венчает многогранная башенка с полусферическим куполом и шпилем. В центральной части фасада по второму этажу расположены три балкона, а вдоль всего карниза сверху установлена кованая ажурная ограда с рисунком.

Изначально в здании располагались ресторан и гостиница. Эра медучреждений началась для дома с лазарета в годы Первой мировой войны. В 1920 году в здании расположилась больница Тамбовского железнодорожного узла. Есть данные, что из больницы к вокзалу и на противоположную сторону улицы вели подземные ходы.

Затерянная среди жилых двухэтажек

Вокруг железнодорожной станции: история зданий у Привокзальной площади Тамбова
Фото: Юлия Новикова

До того как разместиться в помещениях бывшего стационара, поликлиника больше полувека базировалась в старом здании по Железнодорожной. Длинная двухэтажка выделяется на уходящей от вокзала вглубь на юг Тамбова улице, среди похожих друг на друга компактных двухэтажных жилых домов 1950-х годов постройки и частного сектора. Здание построили в 1908-1911 годах. В 1930-е годы здесь располагался резерв проводников. Поликлиника же появилась в предвоенные годы.

Сегодня ещё можно рассмотреть, что выходящий на улицу Железнодорожную фасад как бы поделен на три равные части. Из архитектурного декора заметны рустованные – облицованные грубыми камнями – вертикальные выступы-пилястры.

От заводского клуба до городского ДК

Вокруг железнодорожной станции: история зданий у Привокзальной площади Тамбова
Фото: Юлия Новикова

Здание ДК «Знамя труда» открыло двери в конце января 1929 года. Рабочий клуб для коллектива железнодорожных мастерских планировали сдать к десятилетию Октября. Но строительство затянулось из-за сложного проекта. Сооружение сочетало в себе архитектурные стили старой и новой эпох: асимметрично расположенные геометрические объёмы, конструктивно сложенные в единое целое. А на фасадной стене и по сей день сохранились лепные барельефы, изображающие картины строительства нового общества.

В годы войны в Доме культуры были эвакуационный и сборный пункты. Культурная жизнь с новой силой возродилась с 1950-х годов. В аудиториях и залах занимались самодеятельные коллективы из числа сотрудников вагоноремонтного завода и их детей. Известно, что на сцене «Знамёнки» в своё время выступали Эдита Пьеха, Лариса Мондрус и Эдуард Хиль. ДК выстоял в непростые 1990-е, когда в помещениях располагался магазин секонд-хенд и даже игровые автоматы. В начале 2000-х заводской ДК перешёл в ведение администрации города.

Отметив 90-летие, «Знамёнка» по-прежнему собирает под одной крышей самодеятельные и профессиональные творческие коллективы. А большой зал ДК – одна из любимых концертных площадок Тамбова.

Дом XIX века для железнодорожного начальства

Вокруг железнодорожной станции: история зданий у Привокзальной площади Тамбова
Фото: Юлия Новикова

Небольшой двухэтажный домик на Привокзальной площади обращает на себя внимание уютной красотой. Скатная крыша выходит на фасад аккуратным треугольником над просторным балконом. Старинное очарование постройки не портят даже установленные спутниковые «тарелки» и индустриальный пейзаж на фоне.

Здание скоро отметит полуторавековой юбилей. Оно было построено в конце 80-х годов XIX века для проживания семей высшего начальственного состава железнодорожного узла. Были помещения и для семей прислуги.

Со стороны двора дом разделён на три секции с отдельными входами. Известно, что в здании были полы с толщиной досок до восьми сантиметров.

Автор:Юлия Новикова