Продолжаем прогулку по областному центру со справочником-путеводителем Александра Горелова и Юрия Щукина.
На месте современной Привокзальной площади, на возвышении за городом, в середине XIX века была площадь Тамбовской ярмарки. Очевидно, рядом проходила дорога из Тамбова на Воронеж, поскольку именно это место было выбрано для закладки станции. Освящение закладки произошло в 1868 году, а уже в 1869-м появилось здание вокзала Тамбовско-Саратовской и Козловской железной дороги. Оно было двухэтажным по центру и одноэтажным в боковых частях. Внутри размещались кассы и залы ожидания, снаружи по обеим торцам — часовые башни. Карнизы фасадов были отделаны каменным кружевом, а над входом со стороны города красовались козырьки на чугунных столбиках. К югу от станции начали сооружать паровозное депо, поворотный круг и ремонтные мастерские.
С 1899 года железная дорога, проходящая через Тамбов, стала называться Рязано-Уральской. Тогда же на расстоянии одной версты к юго-западу были отстроены корпуса Тамбовских вагоноремонтных мастерских (ныне завод ТВРЗ). Застройка городских кварталов вдоль улицы Дворянской (сегодня Интернациональной) подошла к улице Железнодорожной, а перед зданием вокзала образовалась площадь, по размерам уступавшая только площади кафедрального собора. Зимой 1905-1906 годов она не раз становилась ареной политических митингов рабочих, железнодорожников и революционно настроенной учащейся молодёжи. На участке на фото — дом, построенный в начале XX века. Со стороны двора к нему примыкает здание 1960-х, в котором размещаются кассы пригородного сообщения.
В предвоенные годы на Привокзальной площади был разбит небольшой сквер, а в 1953 году, после смерти Сталина, в нём воздвигли памятник генсеку. Воспоминаниями о том, как всё это выглядело, с нами поделился журналист Валерий Седых, детство и юность которого прошли на улице Железнодорожной: «Вокруг так и была дорога, только автобусная, без троллейбусов; сквер занимал всю овальную площадь по центру. Он был обнесён металлической оградкой метр с лишним высотой. Вход на центральную аллею был от Привокзальной площади, то есть человек взял билет, спустился по ступенькам и пошёл посидел на лавочках под деревьями. Лавочки были со спинками, под ногами — гравий и песок. Если разделить эту аллею на три части, то Сталин стоял в первой трети, ближе к вокзалу: лицом в город, в полный рост, на постаменте со ступеньками. Ещё один памятник был в «Знамени труда». Когда состоялся XX съезд и был признан культ личности, ночью, совершенно неожиданно, эти памятники исчезли».
В середине 1960-х все деревья в скверике вырубили и попытались создать цветочную зону. В 1966-м начали реконструировать и сам вокзал: он стал полностью двухэтажным и заметно увеличился в длину. Обновлённое здание торжественно открыли накануне Первомая 1969-го, в год столетия станции «Тамбов». Заключительной фазой реконструкции было сооружение большого фонтана в 1982-1983 годах. Общая его стоимость по тем деньгам составила 380 тысяч рублей, режим работы фонтана менялся каждые 6 минут, и наблюдать за движением воды было интересно.