Целые «микрорайоны» Тамбова XIX века из дворянских и мещанских усадеб — «город, которого нет» — остались только в памяти, бережно хранимой краеведами. Заглянем в глубь веков со справочником-путеводителем Александра Горелова и Юрия Щукина.
На перекрёстке современных улиц М. Горького (Араповской) и К. Маркса (Долгой), в сквере у Сбербанка, стоит памятный знак. С одной стороны на камне высечен автограф композитора Сергея Рахманинова, а с другой – интересная историческая информация.
Когда-то на углу двух улиц располагался деревянный жилой дом, в начале XX века принадлежавший Полубояриновым. В те годы здание было красивым и известным. Проживал в нём со своей семьёй предводитель уездного дворянства Сатин. Известно, что Рахманинов, будучи родственником Сатиных, бывал в этом доме в 1914 году. Дом Полубояринова простоял вплоть до начала века XXI, пока не был снесён.
Не менее интересна история и самой территории, на которой сегодня возвышаются банковские корпуса. Здесь, в доме Евсюковой, в первые годы XX века снимал угловые комнаты один из создателей самой известной литературной маски — Козьмы Пруткова — Алексей Жемчужников. Дом, в котором жил поэт, просили сохранить тамбовские краеведы и литераторы. Однако в июне 1989 года исторически ценное здание было снесено.
Другой ушедший в небытие исторический уголок – на перекрёстке бывшей Араповской и Большой, ныне Советской. Ещё 20 лет назад на месте новостройки с супермаркетом на первом этаже стоял жилой двухэтажный деревянный дом. Он был выстроен в начале XIX века на высоком полуподвальном этаже, и в своё время дом считался одним из лучших в Тамбове. С этим домом, по одной из версий, связан сюжет Лермонтовской «Тамбовской казначейши».
Известно, что в первые десятилетия века XIX в этом здании размещалось Тамбовское дворянское собрание. Здесь в марте 1824 года принимали императора Александра I во время его поездки в южные провинции. А также, по сведениям многих источников, в этом здании был и главный карточный клуб не только города, но и всей губернии. Именно здесь и разыгралась главная поэтическая драма, прославившая Тамбов и на всю Россию, и на все времена.
Биографы Михаила Лермонтова считают, что историю разгромного проигрыша тамбовского казначея поэт узнал от друзей, когда через Тамбов ехал в родные Тарханы накануне нового, 1836 года.
К слову, о казначее. Предположительно, его дом располагался на той же улице Большой, но уже на углу с Дубовой, ныне Комсомольской. На этом месте в 1907–1908 годах купец Волокитин построил двухэтажный кирпичный дом. Двумя фасадными сторонами он выходит на обе угловые улицы.
Фасад со стороны Советской разделён на три части. В центре три оконных проёма отделяют четыре пилястры, над ними возвышается аттик. Со стороны Комсомольской – девять оконных осей.
Этот дом, дошедший до нас, изначально использовался в качестве доходного. На первом этаже располагались магазин колониальных товаров и аптекарский магазин. Квартиры наверху сдавались жильцам. После национализации первый этаж оставили за торговыми предприятиями. Более 40 лет здесь размещался магазин по продаже молочной продукции. А несколько лет назад в историческом здании обосновался фирменный магазин по продаже одежды местного производителя.
Прямо по диагонали от предыдущего здания выделяется двухэтажный кирпичный дом с симметричным фасадом. Боковые стороны здания надстроены мансардами, в каждой из которых на фасад смотрят по два маленьких окошка. Под ними на первом этаже — два входа с арочным обрамлением.
Сегодня здесь салон по продаже каминов и офис службы доставки. А до революции в здании находились жилые квартиры и страховое общество «Московское».
Интересно, что на городском плане первой половины XIX века этот дом отмечен как единственное, кроме семинарии, кирпичное строение на участке в границах современных Набережной, Комсомольской, Советской и Ленинградской улиц.