Лента новостей
Общество7 апреля 2023, 18:03

Тамбовская мастерица вяжет животных из меха норки

Светлана Козлова — постоянная участница регионального арт-маркета — создаёт сказочных зверей и миниатюрные реалистичные копии домашних любимцев с помощью спиц и крючка.

Тамбовская мастерица вяжет животных из меха норки
Фото: предоставлено Светланой Козловой

Интересоваться вязанием Светлана начала ещё в детстве, а источником желания взять в руки крючок и начать творить стали вязаные салфетки, однажды привезённые подругой. Их красота и искусное исполнение настолько впечатлили Светлану, что она, сделав из алюминиевой проволоки свой первый крючок, попросила маму научить её вязать. Столбик за столбиком, — и Светлана с головой погрузилась в рукоделие.

Светлана Козлова
Светлана Козлова
— Первые схемы и журналы по вязанию я увидела, когда была с подругой в гостях в Эстонии, — вспоминает мастерица. — Радовалась каждому найденному моточку пряжи, в пору дефицита это было счастье.

С практикой мастерство Светланы Козловой росло: она вязала все виды одежды, даже купальник, а также пледы и ковры. Однако в какой-то момент надобность в вязаных вещах пропала, и все специализированные журналы и материалы отправились на чердак. К пряже и крючку мастерица не притрагивалась целых 19 лет.

— Не вязала я с 2000 года, но чему быть, того не миновать, — говорит Светлана. — Четыре года назад мы с семьёй собирались в гости к знакомым, у которых были дети. Нужно было подготовить им подарки. Я задумалась: чем бы удивить детишек?

Тогда рукодельница вспомнила про своё старое увлечение. Сдув пыль с инструментов, связала одежду и маленькие игрушки для Паолок — девочек-кукол.

— Несмотря на такой большой перерыв, руки всё ещё помнили, как надо работать. Думаю, это вообще невозможно забыть, — замечает Светлана. — И после этого случая я начала систематически вязать, благо с материалами сейчас проблем нет, да и времени свободного стало больше.

Сложно перечислить все игрушки, которые накопились в творческой коллекции мастерицы за четыре года. Работала Светлана и над маленькими, не больше человеческого пальца, куколками, и над большими, с которыми ребёнок может обниматься. Фантазия рукодельницы идёт дальше мягких и милых заек и мишек, и через шесть, а иногда через восемнадцать часов работы на свет появляются причудливые двуногие насекомые с длинными усиками, драконы, ящерки, сонные совы и миниатюрные реалистичные собачки.

Тамбовская мастерица вяжет животных из меха норки

Целенаправленно создавать игрушки Светлана не обучалась, знания об этом черпала отовсюду. Сейчас мастерица осваивает технику совмещения в одной работе вязания крючком и использования элементов из полимерной глины. Помогают ей в этом видео от мастеров лепки.

Работает Светлана Козлова с различными видами пряжи, на чём-то одном не останавливается. Выбор материала зависит от задумки рукодельницы или заказчика.

— Если нужно связать игрушку для малыша до двух лет, тогда я использую полухлопок, потому что это гипоаллергенная пряжа, в ней нет волокон, как в плюше, и такую игрушку можно стирать. Для игрушек деткам постарше диапазон материалов, которые можно использовать, расширяется. Тут практически любую пряжу можно брать, если только у ребёнка нет аллергии на шерсть. Интерьерные игрушки я делаю в основном из «меха норки» с добавлением пряжи «кид-мохер» и бобинного плюша, — рассказывает мастерица.
Тамбовская мастерица вяжет животных из меха норки

Вяжет Светлана Козлова интуитивно, петельки не считает и мастер-классы не использует, поэтому каждая игрушка уникальна, и даже если мастерица попытается её повторить, всё равно получится совершенно другая поделка. Особенно это касается реалистичных собачек. Вязать их, по словам Светланы, несколько сложнее, чем обычные игрушки, ведь не всегда есть нити нужных оттенков. И, кроме того, мастерице хочется передать не только внешнее сходство игрушки со своим «живым» оригиналом, но и характер питомца, при этом уместив всё в фигурку ростом в 7 см. Работа долгая, кропотливая, практически ювелирная, но восторженные отзывы от заказчиков и обычных людей не заставляют себя ждать.

Сам процесс работы над игрушкой начинается с обдумывания идеи или желания заказчика. Если предстоит связать большую игрушку, предварительно Светлана делает вспомогательные эскизы, чтобы соблюсти необходимые пропорции. Затем начинается подбор пряжи, подготовка проволоки для каркаса, шплинтовых соединений (которые крепят конечности игрушки к туловищу, — прим. ред.), глазок, наполнителя и гранулята для утяжеления. Когда подготовка завершена, Светлана, вооружившись эскизом или фото, начинает вязать. Иногда, чтобы добиться нужного оттенка игрушки, приходится смешивать, как краски, разные виды и цвета пряжи.

Если использовалась пряжа «мех норки», даже после завершения вязания работа над игрушкой не заканчивается. Начинается постобработка: чтобы пряжа стала пушистой, Светлана проходится по ней жёсткой щёткой, делает начёс, затем стрижку и тонировку. Элементы из полимерной глины или эпоксидного пластилина, которые мастерица также делает сама, крепятся к готовой игрушке в самую последнюю очередь.

— Процесс вязания игрушки я бы сравнила с работой скульптора, — отмечает Светлана Козлова. — Попробуйте с помощью крючка создать нужный объём!
Автор:Ольга Мещерякова