Лента новостей
Общество10 июня 2023, 09:07

Вдоль берегов Чумарсы: история завода «Пигмент», троллейбусного депо и Воздвиженского кладбища

На северо-востоке Тамбова, в районе сегодняшней улицы Монтажников, в XVII веке по берегам реки Чумарсы росли дубравы и рощи. Стволы могучих дубов привлекли внимание первостроителей Тамбова и легли в основу крепостной стены.

Вдоль берегов Чумарсы: история завода «Пигмент», троллейбусного депо и Воздвиженского кладбища
Фото: Алексей Бучнев

В первой половине XIX века леса здесь были вырублены, а территория, прежде чем стать полноценно городской, использовалась жителями для выпаса скота. Здесь также были расположены скотобойня и кладбища.

Рассмотрим этот участок подробнее, листая страницы справочника-путеводителя по Тамбову Александра Горелова и Юрия Щукина.

На передовой химической промышленности

Вдоль берегов Чумарсы: история завода «Пигмент», троллейбусного депо и Воздвиженского кладбища

Явной доминантой района можно с уверенностью назвать территорию завода «Пигмент». Административно-инженерный 9-этажный корпус его виден издалека.

Строительство нового химического завода, задуманного изначально как самый крупный промышленный объект, началось в Тамбове в 1938 году. Коррективы внесла война: объекты на стройплощадке были законсервированы. Работы продолжили в конце 1945-го. Цеха возводились четыре года. Большим подспорьем в решении вопроса с оснащением оказалось оборудование химконцернов побеждённой Германии, поступившее в Тамбов по репарации.

Первая продукция — партия пигмента красного «Ж» — выдана Тамбовским анилинокрасочным заводом 1 мая 1949 года. Предприятие с того момента не раз меняло название и форму собственности. «Пигментом» оно стало в 1976 году, а с 1990-х выпускает продукцию под торговым знаком «Крата».

Наравне с возведением производственных корпусов шло благоустройство прилегающей территории. Помимо постройки зданий административных и хозяйственных служб, разбит известный во всём городе сквер, где в дни новогодних праздников традиционно устанавливается «пигментовская» ёлка. Интересный факт: по части озеленения всей заводской территории тамбовское предприятие выгодно отличается от аналогичных производств в других городах страны.

Погост с историей в два века

Воздвиженское кладбище, носившее ранее название Крестовоздвиженское, было основано в конце XVIII века, когда после эпидемии чумы 1771 года запретили захоронения в черте городов. Наиболее старой частью кладбища являются южный и центральный участки. Здесь и сегодня сохранились могилы старинных тамбовских дворянских родов.

И всё же у большинства современников Воздвиженское кладбище ассоциируется с местом последнего приюта бойцов, умерших от ран в тамбовских госпиталях в годы Великой Отечественной войны. По архивным данным, это более 5,5 тысячи воинов.

Братские захоронения того времени расположены перед мемориальным комплексом. В том виде, каким мы знаем его сегодня, мемориал был открыт в 1975 году. В основу лёг проект тамбовского архитектора Сибирцева: высокая стена из красного кирпича с чёрными плитами, на которых указаны имена захороненных воинов. В центре перед стеной установлена каменная скульптура скорбящей женщины-матери.

У истоков троллейбусных линий

Вдоль берегов Чумарсы: история завода «Пигмент», троллейбусного депо и Воздвиженского кладбища

Воздвиженское кладбище было не единственным в этом районе погостом. Примерно до 1950-х годов неподалёку размещались ещё два: больничное кладбище, где хоронили невостребованные родственниками тела умерших пациентов и обитателей приютов и богаделен, и тюремное, где находили последний приют заключённые.

На территории сегодняшнего предприятия «Тамбовгортранс» было заболоченное место, где в летнюю пору пасли скот. В 1954 году началось строительство троллейбусного депо. К осени 1955 года по улицам Тамбова были проложены 17,2 км электроконтактной сети, построено депо на 25 машин, тяговая электроподстанция на 1800 кВт и три диспетчерских пункта. На курсах в Казани подготовили 28 водителей, среди которых была одна женщина.

Первые 10 троллейбусов марки МТБ-82Д вышли на линию 4 ноября 1955 года. В городе тогда было всего три маршрута: от стадиона «Динамо» троллейбусы ходили до нынешней Комсомольской площади (тогда — Зеленхоза) и до железнодорожного вокзала, а от вокзала — до троллейбусного депо.

Дом «на птичьих правах»

Вдоль берегов Чумарсы: история завода «Пигмент», троллейбусного депо и Воздвиженского кладбища

Так говорили о двухэтажке напротив депо её жильцы. Единственный на этом отрезке нечётной стороны улицы Чичканова жилой дом построен, по данным краеведов, в 1956 году.

«Пернато-правовой» статус здание получило из-за того, что в этом районе жилые объекты не планировались. Дом самовольно был выстроен для сотрудников троллейбусного депо. И даже инженерные коммуникации подведены сюда от транспортного предприятия. В доме предполагалось оборудовать 8 квартир, но нуждающихся оказалось гораздо больше, и площадь была поделена на 17 квартир.

В настоящее время постройка имеет статус аварийного жилья. Окна здесь заколочены.

Автор:Юлия Новикова