Больше 120 журналистов из всех регионов России собрались в Москве, где на разных площадках в течение двух дней — 14 и 15 декабря — говорили о развитии транспортных технологий, цифровизации и искусственном интеллекте, обновлении подвижного состава, развитии туризма и реализации новых программ Российских железных дорог. На всероссийской встрече были озвучены и проекты, которые планируется реализовать в Тамбовской области.
Туристический прорыв
В центральном офисе Российских железных дорог в Москве 14 декабря состоялась пресс-конференция руководителей пассажирского комплекса компании в рамках IV Железнодорожного съезда. На протяжении двух часов на вопросы журналистов отвечал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Иван Колесников.
Развитие туристического потенциала страны стало одной из главных тем брифинга. На протяжении последних лет по всем субъектам, а РЖД работает в 77 регионах и автономных округах, значительно вырос пассажиропоток. Калининградская область и Республика Дагестан, Карелия и Чувашия, Москва и Санкт-Петербург, курорты южных городов России и Минеральных Вод — география туристических маршрутов сегодня объединяет самые разные города.
— Такая динамика связана не только с тем, что существуют некоторые ограничения авиационного транспорта, но и во многом с той большой работой, которая проделана отраслью с точки зрения обновления подвижного состава и пассажирской инфраструктуры, увеличения количества поездов. Значительно растёт перевозка в городских агломерациях, а транспортная мобильность городов становится принципиально другой, — говорит Иван Колесников.
Ведётся масштабное обновление подвижного состава. С 2017 года более 6 тысяч новых единиц вагонов поставлено на электросеть. Сегодня современный подвижной состав курсирует на территории 49 субъектов. В 17 городах, в том числе в Тамбове, значительно обновлён подвижной состав городских электричек.
Напомним, что в прошлом году между областным центром и его городом-спутником Котовском стала курсировать электричка. Состав из четырёх вагонов преодолевает 12-километровый маршрут за полчаса, делая в пути шесть остановок — в том числе у реки Цны. Вместе с новым маршрутом железнодорожники открыли и транспортно-пересадочный узел в микрорайоне «Радужный».
Железнодорожный туризм уверенно вошёл в жизнь россиян и гостей страны. В 2019-м по нашей стране курсировал всего один туристический поезд, этот же год завершается наличием 53 турмаршрутов дальнего следования, объединяющих более 45 субъектов, и 28 маршрутов пригородного сообщения. Важная статистика: туристические поезда с 2019 по 2023 годы перевезли 1 млн пассажиров.
Проект по железнодорожному туризму будет реализован и в Тамбовской области. Уже в 2024-м планируется запустить ретропоезд из Мичуринска в Тамбов и далее на станцию Платоновка. Ретропоезд будет состоять из старинного паровоза и старинных вагонов. Отправляться он должен со старейшего вокзала Мичуринск-Уральский и следовать в Тамбов с заездом в старинное депо, а затем — на станцию Платоновка к рассказовской усадьбе Асеевых.
Идея запуска ретропоезда принадлежит Главе Тамбовской области Максиму Егорову, который считает, что развитие железнодорожных перевозок — интереснейший проект с точки зрения повышения туристической привлекательности региона. В продолжение темы Иван Колесников отметил, что на следующий год рассматривается запуск нескольких подобных маршрутов по России. В случае с реализацией проекта в Тамбовской области, в первую очередь, будет оцениваться потенциал туристического маршрута.
— При реализации подобных проектов всегда проходит процесс тестирования маршрута. В течение нескольких рейсов мы смотрим на интерес пассажиров к этому поезду, изучаем зоны возможного роста, на которые нам предстоит обратить внимание, чтобы его заполняемость и, соответственно, популярность была выше. После первого рейса станет понятна эффективность туристического поезда, а, насколько я понимаю, это будет ближе к лету, — прокомментировал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Иван Колесников.
Заглянуть в будущее
Журналисты IV Железнодорожного съезда посетили и стенд экспозиции РЖД на международной выставке «Россия». Восточный полигон. БАМ 2.0, путешествия, техника и технологии: эти тематические локации отражают историю развития железных дорог России в перспективе прошлого, настоящего и будущего.
Здесь можно узнать о строительстве самой длинной железнодорожной магистрали на земле и о цифровых технологиях, которые уже используются в компании, железнодорожных профессиях, а заодно посмотреть, как устроено беспилотное движение поездов. Представители средств массовой информации почувствовали себя туристами, окунувшись в виртуальное путешествие по стране, и побывали в настоящей передвижной резиденции у главного волшебника страны — Дедушки Мороза. Здесь же была представлена возможность отправить открытки с желанием, которое обязательно сбудется.
Самая интересная часть экспозиции — игровые симуляторы. Все желающие попробовали себя в качестве машиниста «Ласточки», управляли поездом на симуляторах и сортировали грузовые вагоны на станциях.
Соединяя Черноземье
В пятницу, 15 декабря, состоялся IV Железнодорожный съезд. В его работе приняли участие около двух тысяч железнодорожников со всех полигонов железных дорог России, представители органов власти, бизнеса, профсоюзных и ветеранских организаций, журналисты. Ключевой темой встречи стало развитие железных дорог в контексте обеспечения социально-экономических интересов России.
Около десяти часов проходил по-настоящему большой и важный разговор о стратегических направлениях модернизации и развития железнодорожной инфраструктуры, мерах повышения эффективности и качества железнодорожных перевозок, внедрения инновационных технологий, расширения спектра услуг и усиления кадрового потенциала.
На заседании выступил Президент РФ Владимир Путин. В режиме телемоста глава государства общался с представителями предприятий и социальных объектов РЖД, по видеосвязи принял участие во вводе в эксплуатацию двух железнодорожных объектов: Керакского тоннеля — самого длинного на Забайкальской железной дороге и железнодорожной линии Выходной-Лавна в Мурманской области.
Владимир Путин отметил, что наша железнодорожная сеть занимает первое место в мире по интенсивности использования, обеспечивает 87 процентов грузооборота страны и примерно треть пассажиропотока. Железными дорогами России пользуются свыше миллиарда пассажиров в год.
— Уже идёт масштабная модернизация Центрального транспортного узла. Реализуются также сложные проекты, как Московские центральные диаметры. В дальнейшем они станут основой для того, чтобы соединить современными, удобными, скоростными маршрутами Москву, Московскую, Ярославскую, Тверскую, Калужскую, Владимирскую и другие области Центральной России, — пояснил Президент Владимир Путин.
Среди главных направлений съезда — тема пассажирских перевозок. Как прозвучало, РЖД обеспечивает стабильную работу и развивает маршрутную сеть поездов пригородного сообщения. Так, в сентябре был запущен новый пригородный межобластной поезд Воронеж — Тамбов.
Напомним, что ещё в июне 2023 года Глава Тамбовской области Максим Егоров провёл рабочую встречу с начальником ЮВЖД Павлом Ивановым, на которой обсудил возможности развития железнодорожных пассажирских перевозок на территории региона. Он одобрил инициативу Юго-Восточной железной дороги о включении Тамбовской области в проект, который позволит жителям Центрального Черноземья посетить туристические объекты соседних регионов. На IV Железнодорожном съезде подчеркнули: Тамбов стал четвёртым региональным центром, где реализуется комплексный проект «Соединяя Черноземье».
Российские железные дороги активно внедряют электронные сервисы и технологии, современные инженерные решения, которые позволяют повышать удобство и экономить время пассажиров. На встрече компания презентовала свои новейшие проекты, среди них — модульные вокзальные комплексы и модульные платформы из композитных конструкций. Такие брендированные объекты уже в 2024 году появятся в российских городах.
А ещё одно важное новшество, но уже для пассажиров, — это капсулы для сна, которые совсем недавно стали появляться на вокзалах страны. Каждая такая капсула оснащена USB-розеткой для зарядки гаджетов, шумоизоляционными жалюзи и отделением для хранения багажа. В тестовом режиме запущен и вагон-автомобилевоз: специальный вагон включается в состав поезда по предварительным заявкам и одновременно может перевозить 3-4 автомобиля (в зависимости от их габарита) или 8 мотоциклов.