Обратившись в редакцию «Притамбовья», жительница областного центра попросила разъяснить нюансы формирования стоимости поездки на такси: «Одна из поездок на такси выдалась в очень снежный день. Движение на дорогах было затруднено, и поездка вместо запланированных 15 минут длилась все 45. С недавнего времени во многих таксопарках Тамбова конечная стоимость поездки указывается сразу, исходя из маршрута, а не «капает» по счётчику во время движения. После прибытия на место сумма поездки списалась сразу с карты. А спустя некоторое время позвонила оператор службы такси и сообщила, что, поскольку мы простояли в вынужденной пробке около 30 минут, это время будет включено во „время ожидания“ и оплата пройдёт отдельно. Я с таким раскладом не согласилась, пояснив, что время поездки увеличилось не по моей вине. Скажите, как по закону регулируются такие форс-мажорные обстоятельства? Когда время и, соответственно, стоимость поездки увеличиваются не по вине пассажира или водителя. Наталья С., г. Тамбов».
Оказание услуг перевозки пассажиров легковым такси достаточно подробно регулируется Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые утверждены постановлением Правительства России ещё в октябре 2020 года. Ничего не изменилось в этих правилах и с принятием широко известного Федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который в СМИ при его обсуждении назывался просто — Закон о такси.
Упомянутые выше правила предусматривают, что поездка на такси для рядового гражданина подпадает под требования Закона о защите прав потребителей. Более того, этими же правилами установлено, что перевозчик обязан сообщить заказчику размер платы за перевозку, а также причины её возможного изменения, исполнение дополнительных требований к перевозке и планируемое время прибытия такси. Отмечается, что маршрут перевозки определяется пассажиром. При этом если маршрут пассажиром не определён, водитель такси обязан отвезти клиента по кратчайшему пути или по пути с наименьшими затратами времени на перевозку.
Плата за пользование такси может быть фиксированной либо на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси. В любом случае механизм расчёта гражданину следует обговаривать заранее.
В любой компании, занимающейся пассажирскими перевозками, имеется публичный договор, к которому каждый пассажир присоединяется при использовании такси. С ним можно ознакомиться в приложении или уточнить у оператора такси при заказе машины. Не обязательно знакомиться со всем текстом договора — достаточно уточнить его отдельные условия, например, порядок образования цены и тарифы.
Обычно, возможное время нахождения в пробках включается в стоимость конкретной поездки и она, как правило, постоянно меняется исходя из спроса, погодных условий и т. п. Форс-мажорным обстоятельством стояние в пробках не является. Вместе с этим пассажир вправе прервать поездку, если понимает, что его пребывание в пробке делает нахождение в такси бессмысленным. Например, если опоздание на поезд или самолёт становится очевидным, пассажир может перейти на общественный транспорт. При таком раскладе стоимость такси должна быть пересчитана.
Ответ подготовлен по состоянию законодательства на 26 февраля 2024 года с использованием правовой системы ГАРАНТ.
Антон Бибаров-Государев,
член Ассоциации юристов России