В рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» сотрудники ГИБДД продолжают системную работу по снижению аварийности на дорогах. О текущей ситуации и приоритетных задачах в Тамбовском округе рассказал начальник ОГИБДД ОМВД России по Тамбовскому району, майор полиции Сергей Бирюков.
Ситуация на дорогах: цифры и тенденции
Несмотря на позитивные сдвиги, достигнутые благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» (БКД), действовавшему до 2025 года, обстановка на трассах Тамбовского округа остается непростой. С начала года зафиксировано 93 ДТП — на 26 случаев больше, чем за аналогичный период прошлого года.
При этом автоинспекторы отмечают снижение тяжести последствий ДТП, сокращение случаев вождения в нетрезвом виде, уменьшение количества ДТП на федеральных трассах и аварий, связанных с выездом на встречную полосу.
— Положительный эффект, который мы сейчас видим, — это следствие комплексного подхода к задачам по снижению аварийности на дорогах, реализованного в проекте БКД, — подчеркивает Сергей Бирюков.
Основные причины ДТП
Если взглянуть на «портрет» нарушений в Тамбовском округе, картина получается неоднозначной.
— С одной стороны, водители стали дисциплинированнее в вопросах, где риск очевиден: например, число случаев вождения в нетрезвом виде за год упало на 12%. С другой — растет количество нарушений, связанных с невнимательностью и самоуверенностью, — говорит Сергей Бирюков.
Лидером среди причин аварийности является превышение скорости. Особенно это касается второстепенных дорог, где нет камер.
На втором месте — игнорирование сигналов поворота. Из-за этого происходит до 30% мелких ДТП на перекрестках. Интересно, что чаще всего это нарушение фиксируют не камеры, а сами участники движения через приложение «Народный инспектор».
Третья по популярности причина ДТП — разговоры по телефону за рулем.
Среди позитивных сдвигов — снижение числа нарушений на пешеходных переходах. Благодаря распространению светоотражающих элементов и реконструкции уличного освещения водители стали чаще пропускать пешеходов.
— Главный вывод: дисциплина растет там, где есть визуальный контроль (камеры, патрули), но падает там, где все зависит от личной ответственности. Секрет прогресса — в сочетании технологий и человеческого фактора. Камеры ловят нарушителей, но именно беседы с инспекторами и школьные уроки ПДД меняют сознание, — заключает начальник ОГИБДД ОМВД России по Тамбовскому району, майор полиции Сергей Бирюков.
Профилактика детского травматизма
Работе с детьми в Тамбовском округе уделяют особое внимание. Инспекторы ГИБДД и педагоги проводят регулярные занятия по безопасности дорожного движения в школах и детских садах, организуют викторины и конкурсы, проводят акции и раздают световозвращающие элементы.
В этой работе участвуют и родители. Например, в Тамбовском округе работают 14 родительских патрулей. Один из самых активных – в Татановской школе. Патрули дежурят на особо опасных участках дорог, общаются с ребятами и напоминают участникам движения о правилах безопасности.
Новые вызовы
Однако устраняя или сокращая существующие причины аварийности на дорогах, ответственные за безопасность дорожного движения ведомства сталкиваются с новыми вызовами.
Как рассказал Сергей Бирюков, одним из факторов, влияющим на рост аварийности, стало, перераспределение транспортных потоков с западного на юго-восточное и азиатское направления, из-за чего дороги не справляются с возросшей нагрузкой. Кроме того, выросло количество пассажирских перевозок на южные направления в связи с закрытием полетов в большей части аэропортов. Влияет на аварийность и моральное и физическое старение автопарка, сложности с поставкой запчастей и комплектующих.
Нацпроект «Инфраструктура для жизни»
В рамках нового национального проекта Президент РФ поставил задачу снижения смертности в результате ДТП в 1,5 раза к 2030 году и сокращения летальных исходов в авариях в 2 раза к 2036 году. Считать показатели будут относительно 2023 года.
По словам начальника ОГИБДД ОМВД России по Тамбовскому району Сергея Бирюкова, новый проект позволяет применять системный подход к решению проблемы дорожно-транспортной безопасности, так как по сравнению с предшествующим проектом в нем изменились горизонты стратегического планирования.
Достигать поставленных целей будут в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Он включает в себя совершенствование нормативно-правовой базы; модернизацию дорожной инфраструктуры; внедрение цифровых сервисов контроля; в рамках которых в следующем году стартует эксперимент по использованию искусственного интеллекта для фиксации нарушений; усиление профилактической работы (программа «Безопасность на дорогах — ответственность каждого»).