Фестиваль имени Н.Х. Рыбакова перешагнул театральный экватор. Тамбовские зрители успели посмотреть пять спектаклей, три из которых участвуют в конкурсной программе на звание «Актёр России» и «Актриса России». В шестой фестивальный день показали спектакль «Кармен. История Хосе» Орловского государственного театра для детей и молодёжи «Свободное пространство».
Классический сюжет Проспера Мериме о разрушительной любовной страсти военного и цыганки несколько веков вдохновляет композиторов, режиссёров, хореографов, художников на создание новых произведений искусств. Имена Кармен и Хосе за это время стали нарицательными, обросли стереотипами и наравне с образами Отелло и Дездемоны, Ромео и Джульетты вошли в жизнь.
Действие мюзикла разворачивается в тихом портовом испанском городке, куда внезапно приезжает бродячий цирк. Местный полицейский Хосе увидел на цирковом представлении таинственную гадалку Кармен. Теперь его жизнь никогда не будет прежней. Он впервые полюбил, и любовь эта разрушительна, безудержна и неминуемо приведёт к трагической развязке.
На почётное звание «Актёр России» претендуют Максим Громов — исполнитель роли Хосе. В жизни артиста две больших театральных семьи — это театры из ДНР и Орла. В 2013 году Максим окончил Днепропетровский театральный художественный колледж, после начинающий актёр связал свою жизнь с Донецким государственным академическим музыкально-драматическим театром имени М.М. Бровуна. Через два года стал работать в Орловском государственном театре «Свободное пространство».
— У моего персонажа Хосе складывается ужасная судьба. Наверное, все мы любили до беспамятства, но его любовь — поистине разрушительная, перешагнувшая рамки дозволенного, — рассказывает актёр Максим Громов. — Из любви он убивает, полностью забывает все свои принципы и идеалы и хоронит свою мечту. Любовь — это когда над отношениями работают два человека, но по сюжету сугубо односторонняя игра. Он был довольно сильным, стержневым, волевым, но любовь зла.
Мюзикл строится на ариях и песнях, и, как поясняет Максим Громов, в нём «нет четвёртой стены, а потому играют постановку для зрителей актёры открыто». Погрузиться в роль артисту помогла игра: после десяти спектаклей Максим стал понимать, «каким всё-таки должен быть Хосе».
— Когда мы начали ставить спектакль, мне примерно было 27-28 лет, и я долго не понимал, почему же Хосе так поступает? Да, было сложно, поскольку по темпераменту я другой, а герои-любовники — это всегда тонкая грань, чтобы он не был слишком романтичным, ну и образ мачо тоже не подходит. Нужно было найти в нём что-то человеческое, и я это нашёл, но не сразу, — уточняет Максим Громов.
Мюзикл был написан специально для Орловского театра: режиссёр Виктория Печерникова, композитор Андрей Григорьев, автор текста Мария Малухина. Драматическая история рассказана современным языком, как отметил художественный руководитель театра Сергей Пузырёв, а всё действие переносится в цирк.
— Мюзикл предполагает серьёзную и сложную форму. А так как сюжет известен, то пересказывать его было бы лишним. Героиня тоже узнаваема, хотя она и представлена в достаточно необычном свете, точнее в необычной форме, потому как наша Кармен — это циркачка. Будет несколько неожиданных моментов, которые зритель не ожидает от классического произведения. Постановку можно отнести к року, но звучит и цирковая музыка. Уточню, что весь мюзикл исполняется актёрами вживую, — сказал художественный руководитель театра Сергей Пузырёв.
Орловский театр «Свободное пространство» поднял конкурсную планку для других театров. Мюзикл динамичный, яркий, живой. Постановка не перегружена ариями, при этом синтез с пластикой и танцами только придаёт ему художественного стиля. Отдельное внимание тому, как работает каждая история на сцене: рынок и торговцы, цирковая атмосфера, ночная кража, любовная линия — смотрятся ключевыми и важными деталями, которые не растворяются в драматической канве. Стоит отметить, что спектакль стал победителем II Международного театрального фестиваля «На родине Владимира Зельдина», где был отмечен в четырёх номинациях.