В современном мире даже в самых небольших городах есть популярное место, расписанное уличными художниками. Но мало кто задумывается о технике исполнения рисунка. Чаще всего он просто вызывает восторг и восхищение прохожих. Одним из первых в Тамбове уличным рисунком стал увлекаться Корней Нишуков. Художник признаётся: в 90-е и нулевые никто не думал о том, что граффити может стать в России оплачиваемой работой или хотя бы серьёзным увлечением.
Его манила мысль о том, что рисунок или надпись, созданные при помощи краски в баллоне, практически нельзя стереть.
— Улица — полностью публичное место. То есть каждый прохожий увидит рисунок, а картинками в тетради мы могли похвастаться только друзьям, — отмечает Корней Нишуков.
Красиво и законно
Сегодня, спустя двадцать с «хвостиком» лет, в мире многое изменилось. Стрит-арт, как и любое другое искусство, также трансформировался. То, что раньше люди считали вандализмом, видоизменилось: уличные художники стали создавать собственные стили, использовать определённые мотивы. При этом они строго придерживаются основных принципов стрит-арта, дизайна и даже веб-дизайна. Таким образом, и хобби Корнея Нишукова постепенно выросло в нечто большее — молодой человек открыл архитектурную студию.
— Начинали мы все с граффити, позже это стало стрит-артом. К слову, между ними есть разница. Граффити это буквенные композиции и персонажи. Стрит-арт более абстрактный, масштаб крупнее. Он ближе к дизайну и более понятный, как правило. Сейчас мы создаём проекты с двухмерным артом, шрифтовые композиции, логотипы. Бывают заказы на детские комнаты: природа, животные, мультперсонажи. Кроме того, мы занимаемся изготовлением арт-объектов, — рассказывает художник.
Конечно, отдельные акты вандализма в городах ещё остались, но в целом уличное искусство рисунка нашло общий язык с законом. Многие художники заранее согласовывают места своего самовыражения с местной властью или же выполняют проекты по заданной теме на частной территории.
— Есть крупные и небольшие проекты, которые хорошо сохранились в памяти. Сейчас обычно заказчик определяет место для росписи. Мы можем от студии дать свои рекомендации. На частных объектах с нанесением нет проблем. С муниципальным имуществом обычно сложнее, но при желании можно договориться. Например, в 2009-м мы вели переговоры с администрацией Тамбова и профильными комитетами о предоставлении поверхностей для рисования. Так в пользование художникам была передана стена на улице Советской, — вспоминает Корней.
Из росписи этого, 2022 года, художник отмечает работу с фасадом библиотеки в городе Уварово. Студия согласовывала макет, потом его утвердили. Появлению современного арта предшествовала большая подготовительная работа. В итоге он получился ярким и сдержанным одновременно, аккуратным.
— Мы разработали не только макет, но и проект всей входной группы, чтобы она соответствовала дизайн-коду федерального проекта, и всё вкупе смотрелось стильно, — отмечает художник.
Граффити и архитектура
Наш собеседник уверен: художественное образование в стрит-арте не играет большой роли. Среди уличных художников можно встретить людей самых разных профессий.
— Образование в уличном искусстве не обязательно. Я бы даже сказал, что граффити — это вход в искусство через «чёрный ход». Нет писаных правил, нет ограничений. Границы здесь — убеждения художника. Это классический вариант прихода в уличные художники, — говорит Корней Нишуков.
Несмотря на это, постепенно, с развитием творчества художника, у него возрастает потребность в навыках построения композиции, работы с цветом, с эффектами, изучении материалов и их возможностей. Многие изучают эти базовые моменты самостоятельно, тем самым приобретая опыт и улучшая качество исполнения рисунка.
— Самый первый учебник для стрит-арт художника — изучение работ, которые уже есть, базовых приёмов и техник, разгадывание ребусов известных авторов, частичное копирование. Набравшись опыта, автор уже создаёт свои собственные работы, — поясняет архитектор.
Но на художника влияет не только наличие или отсутствие образования.
— Воспитание, окружение, увлечения — всё это оказывает своё действие на творчество. В юности мне было интересно заниматься моделированием, например, техническое творчество, компьютерные технологии, конструкторы LEGO, кино, музыка, мода. И отголоски этих увлечений проявляются в моём творчестве до сих пор, — продолжает Корней.
Художник отмечает: для большинства людей важно правильно выбрать своё дело, то, чем ты готов заниматься, отдавать силы, вкладывать ресурсы. Тогда и эти вложения возвращаются в виде эмоций, вдохновения, чувства удовлетворённости, причастности и нужности.